ПУТЬ БОДХИСАТТВЫ
  
  
(БОДХИЧАРЬЯ-АВАТАРА)
   
  
Ом!
Поклонение Будде!
  
Перевод Ю. Жиронкиной
Главы:
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
  
  
Глава девятая
  
ПАРАМИТА МУДРОСТИ194
  
  
    
    
- Все эти [парамиты] 
 Изложены Муни для [достижения] мудрости.
 И 
    потому да породит мудрость
 Желающий устранить страдания.
- Относительная и высшая, 
 Таковы два вида реальности.
 Высшая 
    реальность недостижима для разума,
 Ибо разум называют относительным.
- В этой связи люди делятся на два вида: 
 Йогинов и обычных людей.
 Представления обычных людей
 Опровергаются [опытом] йогинов.
- Из-за различия в степени познания 
 Высшие йогины опровергают 
    [представления] низших.
 Ибо и те, и другие обращаются к одинаковым 
    примерам195
 Независимо от того, что они стремятся доказать.
- Воспринимая явления, обычные люди 
 Считают их реальными, а не 
    подобными иллюзии.
 Именно в этом состоит различие
 Между йогинами и 
    обычными людьми.
- Даже существование объектов чувственного восприятия, например, форм, 
    
 Устанавливается на основе общего согласия, а не достоверного познания.
 Такое согласие столь же неправомерно (бездоказательно),
 Как и 
    общепринятое видение нечистого чистым.
- Дабы приблизить обычных людей к пониманию, 
 Покровитель учил о 
    “вещах”196
 Поистине они [даже] не мгновенны, а если 
    [мгновенны] условно,
 То здесь усматривается противоречие”.
- В относительной истине йогинов нет противоречий, 
 Ибо по сравнению с 
    обычными людьми они [лучше] познали реальность.
 В противном случае, 
    обычные люди могли бы опровергнуть
 Убежденность [йогинов] в нечистоте 
    женского тела.
- “Разве может Победитель, подобный иллюзии, быть источником 
 Таких же 
    заслуг, как и подлинно существующий Будда?
 И если существо подобно 
    иллюзии,
 Как умерший снова рождается?”
- Даже иллюзия существует до тех пор, 
 Пока проявляется совокупность 
    условий.
 И разве существо существует в действительности
 Лишь на том 
    основании, что поток его [сознания] сохраняется долго?
- “Если сознание не существует, тогда нет порока 
 В убийстве 
    иллюзорного человека”.
 Поскольку существа обладают иллюзией сознания,
 То пороки и заслуги непременно возникнут.
- “Возникновение иллюзорного сознания невозможно, 
 Ибо мантры и 
    заклинания не способны его породить”.
 Иллюзии возникают из разнообразных 
    условий,
 И потому иллюзии многообразны.
- Одна же единственная причина не способна породить всё! 
 “Если 
    возможно достичь нирваны с абсолютной точки зрения,
 А с относительной —
 По-прежнему блуждать в самсаре,
- Тогда даже Будда остается в круговороте. 
 Каков же смысл 
    придерживаться пути бодхисаттв?”
 Пока не отсечены условия,
 Не 
    устранена и иллюзия.
- Но если отсечь совокупность условий, 
 То не может возникнуть даже 
    относительной реальности.
 “Но если заблуждений [иллюзорного ума] не 
    существует,
 Кем постигается иллюзия?”
- Если для тебя иллюзии не существует, 
 Что же тогда постигать?
 Даже если иллюзия — аспект самого ума,
 Она обладает иной формой 
    бытия197.
- “Если ум — иллюзия, 
 Что же тогда и чем воспринимается?”
 Покровитель мира сказал:
 Ум не может увидеть ум.
- Подобно тому, как лезвие меча не может отсечь само себя, 
 Так и ум 
    [не видит себя].
 “Ум освещает самого себя,
 Как светильник”.
- Светильник не освещает самого себя, 
 Ибо темнота не может скрыть его.
 “Синева синего предмета, в отличие от кристалла,
 Не зависит от 
    чего-либо еще.
- Итак, некоторые вещи от других зависят, 
 А некоторые независимы”.
 Но, если синева отсутствует,
 Каким образом не-синее сможет сделать 
    само себя синим198 ?
- То, что светильник освещает самого себя, 
 Постигается посредством 
    познания.
 Но кем познается,
 Что ум освещает себя самого?
- Если никто не может увидеть, 
 Освещает себя ум или нет,
 Тогда 
    обсуждать это столь же бессмысленно,
 Как и красоту дочери бесплодной 
    женщины.
- “Если не существует само-сознания, 
 Как тогда возникает 
    воспоминание?”
 Воспоминание возникает благодаря связи с другими 
    переживаниями,
 Подобно [воспоминанию о] крысином яде199.
- “Ум освещает себя самого, 
 Ибо ум, наделенный другими 
    условиями200, способен видеть”.
 Благодаря применению 
    чудодейственной глазной мази
 Можно увидеть [зарытый в землю] горшок, но 
    не саму мазь.
- Увиденное, услышанное и познанное умом 
 Не отвергается нами.
 Однако необходимо отбросить измышления
 Об их подлинном 
    существовании, ибо в них — источник страданий.
- Вы полагаете, что иллюзия не отлична от ума 
 И в то же время отлична 
    от него.
 Но если она реальна, как может она не отличаться [от ума]?
 А если она не отлична [от него], как может она существовать?
- Хотя иллюзия и не существует в реальности, ее можно видеть. 
 Так же и 
    со зрящим — умом.
 “Самсара имеет опору в реальности,
 А иначе она 
    была бы подобна пространству”.
- Как может нечто, не существующее реально, 
 Обрести действенность, 
    найдя опору в реальном?
 Ведь ты утверждаешь,
 Что ум не связан с 
    реальными объектами и одинок.
- Если бы ум не был связан с постигаемым, 
 Тогда все существа были бы 
    Татхагатами.
 Что толку тогда было бы воображать,
 Что существует 
    только ум?
- “Даже если мы признаем, что все подобно иллюзии, 
 Разве это избавит 
    нас от клеш?
 Ведь страсть к иллюзорной женщине
 Может возникнуть даже 
    в сотворившем ее чародее”.
- [Такой] чародей не искоренил в себе 
 Склонность к порождению клеш в 
    отношении объектов зрения.
 Поэтому, когда он видит [иллюзорную женщину],
 Его склонность к восприятию ее пустоты слаба.
- Благодаря взращиванию тенденций к восприятию пустоты, 
 Склонность 
    воспринимать бытие как истинную реальность исчезает.
 А вследствие 
    упражнения в мысли: “Ничто не существует”,
 Исчезнет и тенденция к 
    восприятию пустоты.
- “Если утверждается, что явления не обладают подлинным бытием, 
    
 Значит, их невозможно постичь.
 Как тогда не-бытие, лишенное опоры,
 Может предстать перед умом?”
- Пред умом не предстает 
 Ни бытие, ни не-бытие.
 А поскольку нет 
    иной возможности,
 Ум, лишенный объектов, достигает глубокого 
    умиротворения.
- Как драгоценность и древо, исполняющие желания, 
 Осуществляют чаяния 
    существ,
 Так и Победители приходят в этот мир
 Благодаря молитвам 
    ведомых.
- Даже многие годы спустя 
 После смерти заклинателя змей,
 Столб, им 
    возведенный и освященный201,
 Продолжает останавливать 
    действие ядов.
- Подобно этому, “столб” тела Победителя, 
 Возведенный совершенными 
    деяниями бодхисаттвы,
 Продолжает исполнять любые задачи
 Даже после 
    того, как бодхисаттва ушел в нирвану.
- “Как может принести плоды 
 Почитание того, что лишено сознания?”
 Согласно наставлениям, почитание пребывающего [в самсаре]
 И ушедшего 
    в нирвану приносит равные плоды.
- Согласно писаниям, плод почитания существует, 
 Будь то с 
    относительной или высшей точки зрения.
 [А потому поклонение иллюзорному 
    будде]
 Приносит те же плоды, что и почитание подлинно существующего.
- “Понимание [Четырех Благородных] Истин приводит к освобождению. 
    
 Зачем же постигать пустоту?”
 Согласно писаниям, без этого
 Невозможно достичь Пробуждения.
- “Махаяна не является подлинным [учением]”. 
 Каким же образом ты 
    обосновываешь подлинность своих текстов?
 “Их подлинность признана нами 
    обоими”.
 Значит, первоначально они не были подлинными и для тебя!
- Те основания, согласно которым ты доверяешь своей традиции, 
 Можно 
    применить и к Махаяне.
 [К тому же,] если [учение] считается подлинным 
    лишь на том основании, что оно признано двумя сторонами,
 Тогда Веды и 
    подобные [учения]202 также будут подлинными.
- Если ты утверждаешь,что Махаяна [не является подлинной, поскольку] 
    содержит противоречия, 
 Тогда отвергни писания своей традиции.
 Ведь 
    они оспариваются иноверцами,
 А отдельные части — и его последователями, 
    и противниками203.
- Если вы считаете Словом Будды 
 Все изречения, которые согласуются с 
    сутрами,
 Тогда почему вы не почитаете махаяну,
 Которая во многом 
    подобна вашим сутрам?
- Вы называете весь [махаянский канон] ущербным 
 На том основании, что 
    одна из [его] частей неприемлема.
 Почему бы тогда не считать [весь 
    канон] Словом Будды
 На том основании, что одна из его частей подобна 
    сутрам?
- И разве мыслимо не принимать учения, 
 Глубины которых не могут 
    постичь даже такие, как Махакашьяпа,
 Лишь потому, что тебе не под силу
 Понять их?
- Наставления суть корень монашества, 
 Но трудно быть истинным монахом.
 И тем умам, что находят опору в относительной реальности,
 Трудно 
    достичь нирваны.
- Ты говоришь, что освобождение достигается вследствие искоренения клеш. 
    
 Но тогда оно должно наступать немедленно после этого.
 Однако 
    очевидно, что сила кармы распространяется и на тех204,
 Кто 
    свободен от клеш.
- Достоверно известно, что, если нет жажды, 
 Нет и привязанности к цепи 
    перерождений.
 Но разве не может жажда205, подобно неведению,
 Существовать [в уме], лишенном клеш?
- Жажда берет начало в ощущении, 
 А ощущения у них, безусловно, есть.
 Ум, у которого есть объекты,
 Будет цепляться за то или 
    другое206.
- Ум, не осознавший пустоту, 
 Сначала находится в связанном состоянии, 
    а затем снова проявляется,
 Как это происходит в случае бессознательного 
    самадхи.
 Поэтому необходимо созерцать пустоту.
- [Способность бодхисаттвы] оставаться в самсаре ради тех, 
 Кто 
    страдает из-за омраченности,
 Достигается благодаря освобождению от 
    привязанности и страха.
 Таков плод реализации пустоты.
- Таким образом, нет основании 
 Для опровержения [учения] о пустоте.
 И потому, не ведая опасений,
 Должно созерцать пустоту.
- Пустота — средство против омрачений, [вызванных] 
 Завесами из клеш и 
    познаваемого.
 Как же могут те, кто желает быстро достичь всеведения,
 Отказаться от созерцания пустоты?
- Стоит бояться того, 
 Что приносит страдания.
 Пустота успокаивает 
    страдания,
 К чему же ее бояться?
- Если бы существовало некое реальное “я”, 
 Тогда что угодно могло бы 
    служить источником страха.
 Но, если “я”не существует,
 Кто же будет 
    испытывать страх?
- Зубы, волосы, ногти — это не “я”. 
 “Я” — это не кости и не кровь,
 Не слизь и не мокрота,
 Не гной и не лимфа.
- “Я ” — это не сало и не пот, 
 Не жир и не внутренности.
 Полости 
    внутренних органов — это не “я”.
 “Я” — это не моча и не экскременты.
- Плоть и сухожилия — это не “я”. 
 “Я” — это не [телесное] тепло и не 
    ветер.
 Отверстия тела — это не “я”,
 И шесть видов сознания никак не 
    могут быть приняты за “я”.
- Если бы “я” было осознаванием звука, 
 Тогда бы звук воспринимался 
    постоянно.
 Но, если объект осознавания отсутствует, что [оно] познает?
 И разве можно тогда называть это осознаванием?
- Если бы то, что не познает, было осознаванием, 
 Тогда им могло бы 
    быть и полено.
 Таким образом, очевидно,
 Что без объекта не 
    существует осознавания.
- Почему то, что воспринимает зрительные образы, 
 Не может также и 
    слышать их?
 “Раз звук отсутствует,
 Нет и его осознавания”.
- Как может то, что обладает природой восприятия звука, 
 Воспринимать 
    зрительные образы?
 “Один и тот же человек может считаться и отцом, и 
    сыном”.
 Но это не соответствует действительности,
- Поскольку саттва, раджас и тамас 
 Не являются ни отцом, ни сыном.
 Более того, природа [восприятия зрительных образов]
 Не связана с 
    постижением звука.
- Если это [осознавание] принимает разные обличья, подобно актеру, 
 То 
    оно непостоянно.
 Если же [оно едино, но] ему присущи разные состояния,
 То это неслыханное единство.
- Если эти обличья не истинны, 
 Тогда опиши его истинную природу.
 Если это природа осознавания,
 Тогда все индивидуумы одинаковы.
- [В этом случае сущность,] обладающая сознанием, 
 И [сущность] 
    лишенная его,
 Не отличны друг от друга, ибо их бытие одинаково.
 Если 
    различие не истинно, на чем основывается сходство?
- [Сущность], лишенная сознания, не является “я”, 
 Ибо в ней нет 
    сознания, как в куске ткани и тому подобном207.
 Если бы 
    [лишенное сознания] “я” могло осознавать вследствие обладания [отдельным] 
    сознанием,
 Тогда, перестав осознавать что-либо, оно бы уничтожалось.
- Если атман не подвержен изменениям, 
 Что толку в его сознании?
 В 
    этом случае даже пространство, бездеятельное и лишенное сознания,
 Может 
    обладать природой атмана.
- “Если атмана не существует, 
 Невозможна связь между деянием и его 
    результатом.
 Ибо, если деятель перестанет существовать,
 Кто обретет 
    плод [деяния]?”
- Мы оба согласны, 
 Что деяния и плод имеют разные основы
 И что 
    атман не влияет на это.
 Зачем же тогда это обсуждать?
- Невозможно увидеть 
 Причину, связанную с результатом.
 И только в 
    контексте единого потока сознания
 Можно сказать, что деятель позднее 
    обретет плод [деяния].
- Мысли прошлого и будущего — это не “я”, 
 Поскольку они не существуют 
    в данный момент.
 Если бы мысли настоящего являлись “я”,
 Тогда после 
    их исчезновения “я” переставало бы существовать.
- Подобно тому, как ствол бананового дерева 
 Превращается в ничто, если 
    его разрубить на части,
 Так и “я” оказывается несуществующим,
 Если 
    его подвергнуть анализу.
- “Если нет живых существ, 
 К кому тогда [мы должны развивать] 
    сострадание?”
 К тем, кого в силу заблуждения мы наделяем существованием,
 Что допустимо для достижения цели [— буддовости].
- “Если нет живых существ, кто же [стремится] к цели?” 
 Верно, 
    устремление также коренится в заблуждении.
 Тем не менее, ради 
    искоренения страдания
 Заблуждение в отношении цели не отвергается.
- Однако цепляние за “я”, являющееся причиной страдания, 
 Увеличивается 
    из-за заблуждения в отношении “я”.
 Если такой результат неизбежен,
 Тогда лучше созерцать бессамостность.
- Тело — это не ступни и не голени. 
 Бедра и ягодицы — это не тело.
 Живот и спина — это не тело.
 Грудь и руки также не являются телом.
- Тело — это не ладони и не бока. 
 Подмышечные впадины и плечи — это не 
    тело.
 Шея и голова — это также не тело.
 Так что же тогда тело?
- Если тело существует в пространстве, 
 Занимаемом его членами,
 А 
    члены — в пространстве, занимаемом их частями,
 Где же тогда тело само по 
    себе?
- Если бы тело целиком 
 Находилось в руках и других членах,
 Тогда 
    было бы столько же тел,
 Сколько рук и так далее.
- Тело не существует ни внутри, ни снаружи [его частей]. 
 Как же может 
    оно находиться в руках и других членах?
 Оно [также] не существует вне 
    рук и других органов.
 Так где же его отыскать?
- Таким образом, тела не существует. 
 Однако из-за заблуждения 
    возникает образ тела в силу их особой конфигурации, —
 Подобно тому, как 
    возникает образ человека при взгляде на столб.
- До тех пор, пока присутствует собрание условий, 
 Тело представляется 
    человеком.
 Подобно этому, пока присутствуют руки и прочее,
 Именно в 
    них мы видим тело.
- Подобным образом, ступни также не существует, 
 Ибо она — всего лишь 
    собрание пальцев208.
 Это же верно и для пальца, ибо он — 
    всего лишь собрание суставов,
 И для сустава, ибо он также состоит из 
    частей.
- Но и части можно поделить на атомы, 
 А сам атом можно разделить на 
    фрагменты по направлениям.
 Этот фрагмент — пустое пространство, 
    поскольку он не имеет частей.
 Следовательно, атома не 
    существует209.
- И разве мыслящий человек 
 Станет привязываться к телу, подобному 
    сновидению?
 Если тела не существует,
 То что такое женщина и что 
    мужчина?
- Если страдание обладает подлинным бытием, 
 Почему же оно не мучает 
    пребывающих в радости?
 И если вкусные яства — это источник [подлинно 
    существующего] удовольствия,
 Почему же они не радуют тех, кто убит 
    горем?
- Если ощущение не испытывается, 
 Так как подавляется чем-то более 
    сильным,
 Как тогда нечто, не обладающее природой ощущения,
 Может 
    являться ощущением?
- “Страдание продолжает существовать в тонкой форме, 
 А его проявленное 
    состояние подавлено”.
 Если эта [тонкая форма страдания] — удовольствие,
 Тогда она является тонкой формой удовольствия, [а не страдания].
- Если страдание не возникает 
 При наличии условий для 
    противоположного,
 Не следует ли из этого, что такое “ощущение” —
 Ни 
    что иное, как измышление?
- Таким образом, подобный анализ 
 Является противоядием против ложных 
    концепций.
 Ибо пища йогина — концентрация,
 Вырастающая на поле 
    размышления.
- Если объекты и органы чувств отделены друг от друга. 
 Разве возможен 
    контакт между ними?
 А если нет пространства, значит, они — единое целое.
 Что и с чем тогда будет контактировать?
- Один атом не может проникнуть в другой, 
 Потому что они равны по 
    размеру и лишены свободного пространства.
 Если нет проникновения, то нет 
    и слияния.
 А если нет слияния, то нет и контакта.
- Разве возможен контакт с тем, 
 Что не имеет частей?
 А если 
    возможен контакт с бесчастным,
 Продемонстрируй это.
- Поскольку сознание бестелесно, 
 Оно не может вступить в контакт.
 И собрание [элементов] также не способно вступить в контакт,
 Ибо не 
    обладает подлинным бытием, как было показано ранее.
- А если нет контакта, 
 Как может возникнуть ощущение?
 К чему же 
    тогда изнурять себя?
 Кто и кому может причинить страдание?
- И если нет ощущающего, 
 И если самого ощущения также не существует,
 Почему же, увидев это,
 Ты не оставишь жажду?
- Видимое и осязаемое 
 Обладают природой сновидения и наваждения.
 Если ощущение возникает одновременно с сознанием,
 Как оно может 
    восприниматься им?
- Возникшее раньше может вспомнить возникшее позже, 
 Но не ощутить его.
 [Ощущение] не может переживать само себя,
 И не может испытываться 
    чем-либо другим.
- Ощущающего не существует. 
 Значит, в действительности, нет и 
    ощущения.
 Кому же тогда может принести ущерб
 Эта совокупность, 
    лишенная “я”?
- Ум не пребывает ни в органах чувств, 
 Ни в формах и других объектах 
    чувств, ни между ними.
 Ума также не обнаружить ни внутри, ни снаружи 
    [тела],
 Ни в иных местах.
- [Ум], не пребывающий ни в теле, ни в иных местах, 
 Не смешанный с 
    телом и не отделенный от него,
 Не может существовать.
 Следовательно, 
    существа по своей природе свободны.
- Если знание возникает раньше познаваемого, 
 На что оно опирается при 
    возникновении?
 Если знание возникает одновременно с познаваемым,
 На 
    что оно опирается при возникновении?
- Если знание возникает позже познаваемого, 
 Откуда оно возникает?
 Таким образом утверждается,
 Что ни одно из явлений не может 
    возникнуть.
- Если относительной истины не существует, 
 Тогда откуда две истины?
 Если же она существует в силу другой относительной истины,
 Как тогда 
    существа могут достичь нирваны?”
- [Относительная истина] — измышление иного ума. 
 Существо не опирается 
    на свою собственную относительную истину.
 Если нечто установлено, оно 
    существует.
 Если же нет, оно не существует, в том числе и как 
    относительная истина.
- Воображение и воображаемое, 
 Эти две вещи взаимозависимы.
 Любое 
    критическое исследование
 Опирается на общепризнанное.
- “Но если критическое исследование 
 Становится объектом другого 
    анализа,
 Который, в свою очередь, также можно проанализировать,
 То 
    это бесконечный процесс”.
- Если объект критического исследования проанализировать, 
 Основы для 
    анализа не останется.
 А поскольку не будет основы, то и анализа не 
    возникнет.
 Это и именуется нирваной.
- Тот, кто утверждает, что эти два210 — подлинно существующие, 
    
 Тот оказывается в крайне скверном положении.
 Если познаваемое 
    существует в силу познания,
 Как тогда устанавливается подлинное бытие 
    познания?
- Если познание существует в силу познаваемого, 
 Как тогда 
    устанавливается подлинное бытие познаваемого?
 Если они взаимно 
    обусловливают друг друга,
 То ни одно из них не обладает подлинным 
    бытием.
- “Если без сына нет отца, 
 Как же может возникнуть сын?”
 Как при 
    отсутствии сына нет и отца,
 Так же и эти два211 не обладают 
    [подлинным] существованием.
- “Росток возникает из семени. 
 Именно росток указывает на наличие 
    семени.
 Почему же познание, возникающие из познаваемого,
 Не может 
    указывать на подлинное бытие познаваемого?”
- Существование семени устанавливается 
 С помощью познания, а не 
    ростка.
 Каким образом познается существование познания,
 Если 
    истинность познаваемого устанавливается с помощью этого познания?
- Мирские люди видят все причины 
 Посредством прямого восприятия,
 Поскольку части лотоса, например стебель и прочее,
 Возникают из 
    разнообразия причин.
- “Откуда возникает многообразие причин?” 
 Из многообразия 
    предшествующих причин.
 “Как может причина порождать плод?”
 В силу 
    предшествующих причин.
- “Ишвара — причина мира”. 
 Тогда объясни, кто такой Ишвара.
 Если 
    он — это элементы,
 К чему тогда изнурять себя всего лишь из-за иного 
    имени?
- Более того, земля и другие элементы множественны. 
 Они не вечны, 
    лишены творческой силы и божественной природы.
 На них можно наступать 
    ногами, и они не чисты.
 [Таким образом], они не являются Ишварой.
- Ишвара не является пространством, ибо оно не обладает творческой силой. 
    
 Он не является атманом, ибо это уже было отвергнуто ранее.
 Как можно 
    описать непостижимое творчество
 Непостижимого Ишвары?
- Что он намеревается создать? 
 Если [он собирается создать] атман,
 То разве атман, земля и другие элементы, а также Ишвара не вечны?
 Познание возникает из познаваемого и не имеет начала.
- Удовольствие и страдание суть плоды деяний. 
 Скажи тогда, что же он 
    сотворил?
 Если причина безначальна,
 Как может иметь начало ее плод?
- Если он не зависит ни от чего иного, 
 Почему он не творит непрерывно?
 А если все сотворено им,
 От чего же он может зависеть?
- Если он зависит от собрания условий, 
 Тогда он не является 
    первопричиной.
 Он не может не творить, когда присутствуют эти условия,
 И не может творить в их отсутствие.
- Если Ишвара творит против своей воли, 
 Значит, он зависит от чего-то 
    иного.
 А если он творит по желанию, значит, он зависит от желания.
 Разве такой творец всемогущ?
- Утверждения о постоянстве атомов 
 Уже были отвергнуты ранее.
 Последователи школы Санкхья считают,
 Что праматерия — это вечная 
    причина мира.
- Гуны — саттва, раджас и тамас, 
 Находящиеся в равновесии,
 Именуются праматерией.
 Говорят, мир возникает из нарушения этого 
    равновесия.
- Нелогично [утверждать], что единое обладает тремя природами, 
 Поэтому 
    праматерии не существует.
 Также не существует и гун,
 Ибо каждая из 
    них должна состоять из трех составляющих.
- Если нет гун, 
 То существование звуков и других объектов далеко от 
    истины!
 Также невозможно найти удовольствие
 В неодушевленном, 
    например тканях.
- Ты говоришь, что эти вещи обладают природой причины. 
 Но разве мы не 
    исследовали их ранее?
 Для тебя причиной является удовольствие и другие 
    ощущения,
 Но ткань не является следствием этой причины.
- [Скорее,] ткань является источником удовольствия и других ощущений, 
    
 Но ткани не существует, а следовательно, и удовольствия.
 Невозможно 
    доказать, что удовольствие и другие ощущения
 Обладают постоянством.
- Если удовольствие подлинно существует, 
 Почему оно не ощущается 
    постоянно?
 Если вы говорите, что оно становится тонким,
 То как оно 
    может быть то грубым, то тонким?
- “Оно становится тонким, когда оставляет грубое состояние. 
 Его грубая 
    и тонкая формы не постоянны”.
 Почему же подобным образом
 Вы не 
    считаете все явления непостоянными?
- Если грубая форма — удовольствие. 
 Тогда непостоянство удовольствия 
    очевидно.
 Если ты думаешь, что несуществующее не проявляется,
 Поскольку вообще не существует,
- Значит, ты вопреки своему желанию утверждаешь, 
 Что проявленное 
    прежде не существовало.
 Если ты считаешь, что следствие содержится в 
    причине,
 Тогда [люди] ели бы экскременты вместо пищи,
- А также покупали бы семя хлопка по цене ткани 
 И носили его вместо 
    одеяния.
 Ты утверждаешь, что мирские люди не понимают этого из-за 
    омрачения.
 Но, поскольку этому учат знающие истину,
- Значит, мирские люди обладают этим знанием. 
 Почему же они не 
    понимают этого?
 Если ты утверждаешь, что познание мирян недостоверно,
 Значит, их восприятие проявленного неистинно.
- “Если их познание не является достоверным, 
 Не значит ли это, что 
    все, познанное с его помощью, ложно?
 Таким образом, созерцание пустоты
 Утрачивает всякий смысл”.
- Без познания воображаемых явлений 
 Невозможно постичь и их небытие.
 Поэтому, если явление ложно,
 Его небытие также ложно.
- Так, когда в сновидении умирает сын, 
 Мысль: “Он не существует”
 Препятствует возникновению мысли о его существовании.
 А при этом обе 
    мысли одинаково ложны.
- Поэтому, как следует из анализа, 
 Ничто не существует без причины
 И не содержится ни в отдельных условиях,
 Ни в их совокупности.
- Ничто не приходит из другого места, 
 Ничто не пребывает, и ничто не 
    уходит.
 В чем же разница между иллюзией
 И тем, что глупцы считают 
    реальностью?
- Порождаемое иллюзией 
 И порождаемое причиной,
 Откуда приходит и 
    куда уходит?
 Исследуй это.
- Разве может искусственное [явление], подобное отражению в зеркале, 
    
 Обладать подлинным бытием,
 Если оно существует только в тесной связи 
    с другими условиями
 И исчезает при их отсутствии?
- Разве нужна причина тому, 
 Что и так существует?
 А если нечто не 
    существует,
 Разве нужна причина?
- Даже посредством миллионов причин 
 Небытие изменить невозможно.
 Разве может нечто, [находящееся] в этом состоянии, стать существующим?
 А что еще может возникнуть?
- Нет бытия во время небытия. 
 Когда же бытие возникает?
 Ведь 
    небытие не исчезнет до тех пор,
 Пока не появится бытие.
- Пока небытие не исчезнет, 
 Нет возможности для появления бытия.
 Бытие не может стать небытием,
 Поскольку это означало бы, что у него 
    две природы.
- Таким образом, не существует 
 Ни возникновения, ни исчезновения.
 Поэтому весь этот мир
 Не возникает и не исчезает.
- Формы бытия подобны сновидениям. 
 Если их исследовать, они 
    тождественны банановому дереву.
 Поистине нет разницы
 Между 
    достигшими нирваны и не достигшими ее.
- Если все явления пусты, 
 Что можно обрести или потерять?
 Кто и 
    кого станет почитать?
 Кто и кого станет презирать?
- Откуда берутся удовольствие и страдание? 
 Что приятно, а что 
    неприятно?
 Когда ищешь истинную природу,
 Что такое жажда и жажда 
    чего?
- При размышлении о мире живущих 
 [Задаешься вопросом —] кто умирает?
 Кто рождается? Кто существует?
 Кто чей родственник и кто чей друг?
- Пусть все вслед за мною постигнут, 
 Что все подобно пространству!
 Ибо они гневаются из-за раздоров
 И радуются в праздники.
- В поисках счастья 
 Они творят дурное,
 Живут в несчастии, тоске и 
    отчаянии,
 Режут и колют друг друга.
- И хотя многократно приходят они в благие миры, 
 Где вкушают 
    наслаждения снова и снова,
 После смерти они попадают в дурные миры,
 Где познают нескончаемые жестокие муки.
- Многие бездны заключает в себе самсара, 
 И нет в ней [абсолютной] 
    истины.
 [Самсара] полна противоречий,
 В ней нет места подлинной 
    реальности.
- Там есть океаны свирепых, 
 Ни с чем не сравнимых бесконечных 
    страданий.
 Там силы малы,
 А жизнь так быстротечна.
- Там в делах ради здоровья и долгой жизни, 
 В голоде, усталости и 
    изнурении,
 В сне и несчастьях,
 В бесплодном общении с глупцами
- Жизнь пролетает стремительно и без пользы, 
 А истинное понимание 
    нелегко обрести.
 Как же избавиться
 От привычных отвлечений [ума]?
- К тому же там Мара усердствует, 
 Дабы низвергнуть [существ] в дурные 
    миры.
 Там много ложных путей,
 А сомнение нелегко превозмочь.
- Трудно снова обрести благоприятное [человеческое рождение]. 
 А 
    явление Будды — большая редкость.
 Трудно воздвигнуть преграду на пути 
    реки клеш.
 Увы, непрерывен поток страданий.
- Достойны сожаления существа, 
 Увлекаемые [этим] потоком страданий.
 Ибо, перенося великие злоключения,
 Своих страданий они не в силах 
    постичь.
- [Там] некоторые аскеты многократно омывают себя водой, 
 А затем снова 
    и снова вступают в огонь.
 Они почитают себя счастливыми,
 Хотя их 
    страдания поистине велики.
- Так существа и живут, 
 Будто не уготованы им старость и смерть.
 Ужасные бедствия обрушиваются на их плечи,
 И смерть — величайшее из 
    них.
- Когда же сумею я принести отдохновение 
 Существам, истязаемым огнем 
    страданий?
 [Когда затушу его] счастливым дождем,
 Пролившимся из 
    облаков моей заслуги?
- Когда, накопив собрание заслуг 
 И не цепляясь за относительное,
 Сумею я открыть истину о пустоте
 Тем, чьи ложные взгляды основаны на 
    относительном?
     
Такова девятая глава “Бодхичарья-аватары”, именуемая
“Парамита 
  мудрости”. 
  
ПРИМЕЧАНИЯ
194. Санскр. prajna. 
195. Panjika, с. 179: «И [созерцатели, и обычные люди] считают, что иллюзия, 
мираж, отражение города гандхарв и другие примеры (drstana), которые упоминаются 
Благословенным в сутрах, лишены подлинной природы». 
196. Panjika, с. 181: «совокупности (skandha) и др.» 
197. Panjika, с. 187: «В действительности, она имеет иную форму бытия, нежели 
внутренний (anatara) аспект ума, который является познающим (grahaka). 
198. Эта последняя строка отсутствует в тибетском переводе. 5 
199. Geshe Kelsang Gyatso, Meaningful to Behold, c. 301: «Предположим, что 
существует особый вид грызунов, которые кусают людей и животных в зимнее время. 
Однако яд, выпущенный ими, не обладает немедленным действием, он начинает 
ощущаться только весной. Таким образом, человек может почувствовать укус 
грызуна, но при этом не осознавать, что яд вошел в его тело. Позже, в начале 
весны, он начинает ощущать боль. В этот момент он осознает, что наступила весна, 
и вспомнит, что зимой его укусил грызун. Опираясь на эти размышления, он сделает 
правильный вывод, что яд попал в его тело вместе с укусом грызуна». 
200. Согласно Panjika, с. 192, под «другими условиями» понимается способность 
предвидеть будущее, а также экстрасенсорные способности, например чтение мыслей 
других людей. Суть этого спора состоит в том, что, если при наличии определённых 
условий ум способен видеть умы других людей, значит, он должен видеть и себя 
самого. 
201. Согласно Panjika, с. 200, этот столб сделан из дерева и освящен 
мантрами. 
202. Согласно Panjika, с. 205, под «подобными [учениями]» подразумеваются 
учения Канады, который также известен под именем Кашьяпа. Он являлся основателем 
школы Вайшешика, разделяющей философию Ньяя. Он учил, что мир состоит из 
совокупностей атомов и т. д. 
203. В некоторых изданиях Бодхичарья-аватары порядок расположения стихов 
нарушен, и стихи 44-46 вставлены между 48 и 52, что нарушает смысл 
повествования. 
204. Panjika, с. 208: «Арья Маудгальяяна, Арья Ангулимала и др.» 
205. Согласно Абхидхармакоше, существуют два вида неведения: связанное с 
клешами и не связанное с клешами. Шантидева утверждает, что подобным образом 
могут существовать и два вида жажды и что архаты могут быть подвержены жажде, не 
связанной с клешами. 
206. Согласно Panjika, с. 209, под «тем или другим» подразумеваются либо 
Четыре Благородные Истины и т. п., которые могут являться объектом 
привязанности, либо плоды медитации о Четырех Благородных Истинах. 
207. Тиб.: «... как в горшке и тому подобном». 
208. В тибетском переводе вместо «ступни» используется слово «рука». 
209. Тиб.: «...поскольку у направлений нет частей, они подобны пространству. 
Следовательно, атомов не существует». 
210. Panjika, с. 250: «т. е. анализ и объект анализа». 
211. Panjika, с. 251: «т. е. познание и объект познания». 
Главы:
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
Перевод Ю. Жиронкиной
Священное писание