ПУТЬ БОДХИСАТТВЫ
(БОДХИЧАРЬЯ-АВАТАРА)
Ом!
Поклонение Будде!
Перевод Ю. Жиронкиной
Главы:
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
Глава девятая
ПАРАМИТА МУДРОСТИ194
- Все эти [парамиты]
Изложены Муни для [достижения] мудрости.
И
потому да породит мудрость
Желающий устранить страдания.
- Относительная и высшая,
Таковы два вида реальности.
Высшая
реальность недостижима для разума,
Ибо разум называют относительным.
- В этой связи люди делятся на два вида:
Йогинов и обычных людей.
Представления обычных людей
Опровергаются [опытом] йогинов.
- Из-за различия в степени познания
Высшие йогины опровергают
[представления] низших.
Ибо и те, и другие обращаются к одинаковым
примерам195
Независимо от того, что они стремятся доказать.
- Воспринимая явления, обычные люди
Считают их реальными, а не
подобными иллюзии.
Именно в этом состоит различие
Между йогинами и
обычными людьми.
- Даже существование объектов чувственного восприятия, например, форм,
Устанавливается на основе общего согласия, а не достоверного познания.
Такое согласие столь же неправомерно (бездоказательно),
Как и
общепринятое видение нечистого чистым.
- Дабы приблизить обычных людей к пониманию,
Покровитель учил о
“вещах”196
Поистине они [даже] не мгновенны, а если
[мгновенны] условно,
То здесь усматривается противоречие”.
- В относительной истине йогинов нет противоречий,
Ибо по сравнению с
обычными людьми они [лучше] познали реальность.
В противном случае,
обычные люди могли бы опровергнуть
Убежденность [йогинов] в нечистоте
женского тела.
- “Разве может Победитель, подобный иллюзии, быть источником
Таких же
заслуг, как и подлинно существующий Будда?
И если существо подобно
иллюзии,
Как умерший снова рождается?”
- Даже иллюзия существует до тех пор,
Пока проявляется совокупность
условий.
И разве существо существует в действительности
Лишь на том
основании, что поток его [сознания] сохраняется долго?
- “Если сознание не существует, тогда нет порока
В убийстве
иллюзорного человека”.
Поскольку существа обладают иллюзией сознания,
То пороки и заслуги непременно возникнут.
- “Возникновение иллюзорного сознания невозможно,
Ибо мантры и
заклинания не способны его породить”.
Иллюзии возникают из разнообразных
условий,
И потому иллюзии многообразны.
- Одна же единственная причина не способна породить всё!
“Если
возможно достичь нирваны с абсолютной точки зрения,
А с относительной —
По-прежнему блуждать в самсаре,
- Тогда даже Будда остается в круговороте.
Каков же смысл
придерживаться пути бодхисаттв?”
Пока не отсечены условия,
Не
устранена и иллюзия.
- Но если отсечь совокупность условий,
То не может возникнуть даже
относительной реальности.
“Но если заблуждений [иллюзорного ума] не
существует,
Кем постигается иллюзия?”
- Если для тебя иллюзии не существует,
Что же тогда постигать?
Даже если иллюзия — аспект самого ума,
Она обладает иной формой
бытия197.
- “Если ум — иллюзия,
Что же тогда и чем воспринимается?”
Покровитель мира сказал:
Ум не может увидеть ум.
- Подобно тому, как лезвие меча не может отсечь само себя,
Так и ум
[не видит себя].
“Ум освещает самого себя,
Как светильник”.
- Светильник не освещает самого себя,
Ибо темнота не может скрыть его.
“Синева синего предмета, в отличие от кристалла,
Не зависит от
чего-либо еще.
- Итак, некоторые вещи от других зависят,
А некоторые независимы”.
Но, если синева отсутствует,
Каким образом не-синее сможет сделать
само себя синим198 ?
- То, что светильник освещает самого себя,
Постигается посредством
познания.
Но кем познается,
Что ум освещает себя самого?
- Если никто не может увидеть,
Освещает себя ум или нет,
Тогда
обсуждать это столь же бессмысленно,
Как и красоту дочери бесплодной
женщины.
- “Если не существует само-сознания,
Как тогда возникает
воспоминание?”
Воспоминание возникает благодаря связи с другими
переживаниями,
Подобно [воспоминанию о] крысином яде199.
- “Ум освещает себя самого,
Ибо ум, наделенный другими
условиями200, способен видеть”.
Благодаря применению
чудодейственной глазной мази
Можно увидеть [зарытый в землю] горшок, но
не саму мазь.
- Увиденное, услышанное и познанное умом
Не отвергается нами.
Однако необходимо отбросить измышления
Об их подлинном
существовании, ибо в них — источник страданий.
- Вы полагаете, что иллюзия не отлична от ума
И в то же время отлична
от него.
Но если она реальна, как может она не отличаться [от ума]?
А если она не отлична [от него], как может она существовать?
- Хотя иллюзия и не существует в реальности, ее можно видеть.
Так же и
со зрящим — умом.
“Самсара имеет опору в реальности,
А иначе она
была бы подобна пространству”.
- Как может нечто, не существующее реально,
Обрести действенность,
найдя опору в реальном?
Ведь ты утверждаешь,
Что ум не связан с
реальными объектами и одинок.
- Если бы ум не был связан с постигаемым,
Тогда все существа были бы
Татхагатами.
Что толку тогда было бы воображать,
Что существует
только ум?
- “Даже если мы признаем, что все подобно иллюзии,
Разве это избавит
нас от клеш?
Ведь страсть к иллюзорной женщине
Может возникнуть даже
в сотворившем ее чародее”.
- [Такой] чародей не искоренил в себе
Склонность к порождению клеш в
отношении объектов зрения.
Поэтому, когда он видит [иллюзорную женщину],
Его склонность к восприятию ее пустоты слаба.
- Благодаря взращиванию тенденций к восприятию пустоты,
Склонность
воспринимать бытие как истинную реальность исчезает.
А вследствие
упражнения в мысли: “Ничто не существует”,
Исчезнет и тенденция к
восприятию пустоты.
- “Если утверждается, что явления не обладают подлинным бытием,
Значит, их невозможно постичь.
Как тогда не-бытие, лишенное опоры,
Может предстать перед умом?”
- Пред умом не предстает
Ни бытие, ни не-бытие.
А поскольку нет
иной возможности,
Ум, лишенный объектов, достигает глубокого
умиротворения.
- Как драгоценность и древо, исполняющие желания,
Осуществляют чаяния
существ,
Так и Победители приходят в этот мир
Благодаря молитвам
ведомых.
- Даже многие годы спустя
После смерти заклинателя змей,
Столб, им
возведенный и освященный201,
Продолжает останавливать
действие ядов.
- Подобно этому, “столб” тела Победителя,
Возведенный совершенными
деяниями бодхисаттвы,
Продолжает исполнять любые задачи
Даже после
того, как бодхисаттва ушел в нирвану.
- “Как может принести плоды
Почитание того, что лишено сознания?”
Согласно наставлениям, почитание пребывающего [в самсаре]
И ушедшего
в нирвану приносит равные плоды.
- Согласно писаниям, плод почитания существует,
Будь то с
относительной или высшей точки зрения.
[А потому поклонение иллюзорному
будде]
Приносит те же плоды, что и почитание подлинно существующего.
- “Понимание [Четырех Благородных] Истин приводит к освобождению.
Зачем же постигать пустоту?”
Согласно писаниям, без этого
Невозможно достичь Пробуждения.
- “Махаяна не является подлинным [учением]”.
Каким же образом ты
обосновываешь подлинность своих текстов?
“Их подлинность признана нами
обоими”.
Значит, первоначально они не были подлинными и для тебя!
- Те основания, согласно которым ты доверяешь своей традиции,
Можно
применить и к Махаяне.
[К тому же,] если [учение] считается подлинным
лишь на том основании, что оно признано двумя сторонами,
Тогда Веды и
подобные [учения]202 также будут подлинными.
- Если ты утверждаешь,что Махаяна [не является подлинной, поскольку]
содержит противоречия,
Тогда отвергни писания своей традиции.
Ведь
они оспариваются иноверцами,
А отдельные части — и его последователями,
и противниками203.
- Если вы считаете Словом Будды
Все изречения, которые согласуются с
сутрами,
Тогда почему вы не почитаете махаяну,
Которая во многом
подобна вашим сутрам?
- Вы называете весь [махаянский канон] ущербным
На том основании, что
одна из [его] частей неприемлема.
Почему бы тогда не считать [весь
канон] Словом Будды
На том основании, что одна из его частей подобна
сутрам?
- И разве мыслимо не принимать учения,
Глубины которых не могут
постичь даже такие, как Махакашьяпа,
Лишь потому, что тебе не под силу
Понять их?
- Наставления суть корень монашества,
Но трудно быть истинным монахом.
И тем умам, что находят опору в относительной реальности,
Трудно
достичь нирваны.
- Ты говоришь, что освобождение достигается вследствие искоренения клеш.
Но тогда оно должно наступать немедленно после этого.
Однако
очевидно, что сила кармы распространяется и на тех204,
Кто
свободен от клеш.
- Достоверно известно, что, если нет жажды,
Нет и привязанности к цепи
перерождений.
Но разве не может жажда205, подобно неведению,
Существовать [в уме], лишенном клеш?
- Жажда берет начало в ощущении,
А ощущения у них, безусловно, есть.
Ум, у которого есть объекты,
Будет цепляться за то или
другое206.
- Ум, не осознавший пустоту,
Сначала находится в связанном состоянии,
а затем снова проявляется,
Как это происходит в случае бессознательного
самадхи.
Поэтому необходимо созерцать пустоту.
- [Способность бодхисаттвы] оставаться в самсаре ради тех,
Кто
страдает из-за омраченности,
Достигается благодаря освобождению от
привязанности и страха.
Таков плод реализации пустоты.
- Таким образом, нет основании
Для опровержения [учения] о пустоте.
И потому, не ведая опасений,
Должно созерцать пустоту.
- Пустота — средство против омрачений, [вызванных]
Завесами из клеш и
познаваемого.
Как же могут те, кто желает быстро достичь всеведения,
Отказаться от созерцания пустоты?
- Стоит бояться того,
Что приносит страдания.
Пустота успокаивает
страдания,
К чему же ее бояться?
- Если бы существовало некое реальное “я”,
Тогда что угодно могло бы
служить источником страха.
Но, если “я”не существует,
Кто же будет
испытывать страх?
- Зубы, волосы, ногти — это не “я”.
“Я” — это не кости и не кровь,
Не слизь и не мокрота,
Не гной и не лимфа.
- “Я ” — это не сало и не пот,
Не жир и не внутренности.
Полости
внутренних органов — это не “я”.
“Я” — это не моча и не экскременты.
- Плоть и сухожилия — это не “я”.
“Я” — это не [телесное] тепло и не
ветер.
Отверстия тела — это не “я”,
И шесть видов сознания никак не
могут быть приняты за “я”.
- Если бы “я” было осознаванием звука,
Тогда бы звук воспринимался
постоянно.
Но, если объект осознавания отсутствует, что [оно] познает?
И разве можно тогда называть это осознаванием?
- Если бы то, что не познает, было осознаванием,
Тогда им могло бы
быть и полено.
Таким образом, очевидно,
Что без объекта не
существует осознавания.
- Почему то, что воспринимает зрительные образы,
Не может также и
слышать их?
“Раз звук отсутствует,
Нет и его осознавания”.
- Как может то, что обладает природой восприятия звука,
Воспринимать
зрительные образы?
“Один и тот же человек может считаться и отцом, и
сыном”.
Но это не соответствует действительности,
- Поскольку саттва, раджас и тамас
Не являются ни отцом, ни сыном.
Более того, природа [восприятия зрительных образов]
Не связана с
постижением звука.
- Если это [осознавание] принимает разные обличья, подобно актеру,
То
оно непостоянно.
Если же [оно едино, но] ему присущи разные состояния,
То это неслыханное единство.
- Если эти обличья не истинны,
Тогда опиши его истинную природу.
Если это природа осознавания,
Тогда все индивидуумы одинаковы.
- [В этом случае сущность,] обладающая сознанием,
И [сущность]
лишенная его,
Не отличны друг от друга, ибо их бытие одинаково.
Если
различие не истинно, на чем основывается сходство?
- [Сущность], лишенная сознания, не является “я”,
Ибо в ней нет
сознания, как в куске ткани и тому подобном207.
Если бы
[лишенное сознания] “я” могло осознавать вследствие обладания [отдельным]
сознанием,
Тогда, перестав осознавать что-либо, оно бы уничтожалось.
- Если атман не подвержен изменениям,
Что толку в его сознании?
В
этом случае даже пространство, бездеятельное и лишенное сознания,
Может
обладать природой атмана.
- “Если атмана не существует,
Невозможна связь между деянием и его
результатом.
Ибо, если деятель перестанет существовать,
Кто обретет
плод [деяния]?”
- Мы оба согласны,
Что деяния и плод имеют разные основы
И что
атман не влияет на это.
Зачем же тогда это обсуждать?
- Невозможно увидеть
Причину, связанную с результатом.
И только в
контексте единого потока сознания
Можно сказать, что деятель позднее
обретет плод [деяния].
- Мысли прошлого и будущего — это не “я”,
Поскольку они не существуют
в данный момент.
Если бы мысли настоящего являлись “я”,
Тогда после
их исчезновения “я” переставало бы существовать.
- Подобно тому, как ствол бананового дерева
Превращается в ничто, если
его разрубить на части,
Так и “я” оказывается несуществующим,
Если
его подвергнуть анализу.
- “Если нет живых существ,
К кому тогда [мы должны развивать]
сострадание?”
К тем, кого в силу заблуждения мы наделяем существованием,
Что допустимо для достижения цели [— буддовости].
- “Если нет живых существ, кто же [стремится] к цели?”
Верно,
устремление также коренится в заблуждении.
Тем не менее, ради
искоренения страдания
Заблуждение в отношении цели не отвергается.
- Однако цепляние за “я”, являющееся причиной страдания,
Увеличивается
из-за заблуждения в отношении “я”.
Если такой результат неизбежен,
Тогда лучше созерцать бессамостность.
- Тело — это не ступни и не голени.
Бедра и ягодицы — это не тело.
Живот и спина — это не тело.
Грудь и руки также не являются телом.
- Тело — это не ладони и не бока.
Подмышечные впадины и плечи — это не
тело.
Шея и голова — это также не тело.
Так что же тогда тело?
- Если тело существует в пространстве,
Занимаемом его членами,
А
члены — в пространстве, занимаемом их частями,
Где же тогда тело само по
себе?
- Если бы тело целиком
Находилось в руках и других членах,
Тогда
было бы столько же тел,
Сколько рук и так далее.
- Тело не существует ни внутри, ни снаружи [его частей].
Как же может
оно находиться в руках и других членах?
Оно [также] не существует вне
рук и других органов.
Так где же его отыскать?
- Таким образом, тела не существует.
Однако из-за заблуждения
возникает образ тела в силу их особой конфигурации, —
Подобно тому, как
возникает образ человека при взгляде на столб.
- До тех пор, пока присутствует собрание условий,
Тело представляется
человеком.
Подобно этому, пока присутствуют руки и прочее,
Именно в
них мы видим тело.
- Подобным образом, ступни также не существует,
Ибо она — всего лишь
собрание пальцев208.
Это же верно и для пальца, ибо он —
всего лишь собрание суставов,
И для сустава, ибо он также состоит из
частей.
- Но и части можно поделить на атомы,
А сам атом можно разделить на
фрагменты по направлениям.
Этот фрагмент — пустое пространство,
поскольку он не имеет частей.
Следовательно, атома не
существует209.
- И разве мыслящий человек
Станет привязываться к телу, подобному
сновидению?
Если тела не существует,
То что такое женщина и что
мужчина?
- Если страдание обладает подлинным бытием,
Почему же оно не мучает
пребывающих в радости?
И если вкусные яства — это источник [подлинно
существующего] удовольствия,
Почему же они не радуют тех, кто убит
горем?
- Если ощущение не испытывается,
Так как подавляется чем-то более
сильным,
Как тогда нечто, не обладающее природой ощущения,
Может
являться ощущением?
- “Страдание продолжает существовать в тонкой форме,
А его проявленное
состояние подавлено”.
Если эта [тонкая форма страдания] — удовольствие,
Тогда она является тонкой формой удовольствия, [а не страдания].
- Если страдание не возникает
При наличии условий для
противоположного,
Не следует ли из этого, что такое “ощущение” —
Ни
что иное, как измышление?
- Таким образом, подобный анализ
Является противоядием против ложных
концепций.
Ибо пища йогина — концентрация,
Вырастающая на поле
размышления.
- Если объекты и органы чувств отделены друг от друга.
Разве возможен
контакт между ними?
А если нет пространства, значит, они — единое целое.
Что и с чем тогда будет контактировать?
- Один атом не может проникнуть в другой,
Потому что они равны по
размеру и лишены свободного пространства.
Если нет проникновения, то нет
и слияния.
А если нет слияния, то нет и контакта.
- Разве возможен контакт с тем,
Что не имеет частей?
А если
возможен контакт с бесчастным,
Продемонстрируй это.
- Поскольку сознание бестелесно,
Оно не может вступить в контакт.
И собрание [элементов] также не способно вступить в контакт,
Ибо не
обладает подлинным бытием, как было показано ранее.
- А если нет контакта,
Как может возникнуть ощущение?
К чему же
тогда изнурять себя?
Кто и кому может причинить страдание?
- И если нет ощущающего,
И если самого ощущения также не существует,
Почему же, увидев это,
Ты не оставишь жажду?
- Видимое и осязаемое
Обладают природой сновидения и наваждения.
Если ощущение возникает одновременно с сознанием,
Как оно может
восприниматься им?
- Возникшее раньше может вспомнить возникшее позже,
Но не ощутить его.
[Ощущение] не может переживать само себя,
И не может испытываться
чем-либо другим.
- Ощущающего не существует.
Значит, в действительности, нет и
ощущения.
Кому же тогда может принести ущерб
Эта совокупность,
лишенная “я”?
- Ум не пребывает ни в органах чувств,
Ни в формах и других объектах
чувств, ни между ними.
Ума также не обнаружить ни внутри, ни снаружи
[тела],
Ни в иных местах.
- [Ум], не пребывающий ни в теле, ни в иных местах,
Не смешанный с
телом и не отделенный от него,
Не может существовать.
Следовательно,
существа по своей природе свободны.
- Если знание возникает раньше познаваемого,
На что оно опирается при
возникновении?
Если знание возникает одновременно с познаваемым,
На
что оно опирается при возникновении?
- Если знание возникает позже познаваемого,
Откуда оно возникает?
Таким образом утверждается,
Что ни одно из явлений не может
возникнуть.
- Если относительной истины не существует,
Тогда откуда две истины?
Если же она существует в силу другой относительной истины,
Как тогда
существа могут достичь нирваны?”
- [Относительная истина] — измышление иного ума.
Существо не опирается
на свою собственную относительную истину.
Если нечто установлено, оно
существует.
Если же нет, оно не существует, в том числе и как
относительная истина.
- Воображение и воображаемое,
Эти две вещи взаимозависимы.
Любое
критическое исследование
Опирается на общепризнанное.
- “Но если критическое исследование
Становится объектом другого
анализа,
Который, в свою очередь, также можно проанализировать,
То
это бесконечный процесс”.
- Если объект критического исследования проанализировать,
Основы для
анализа не останется.
А поскольку не будет основы, то и анализа не
возникнет.
Это и именуется нирваной.
- Тот, кто утверждает, что эти два210 — подлинно существующие,
Тот оказывается в крайне скверном положении.
Если познаваемое
существует в силу познания,
Как тогда устанавливается подлинное бытие
познания?
- Если познание существует в силу познаваемого,
Как тогда
устанавливается подлинное бытие познаваемого?
Если они взаимно
обусловливают друг друга,
То ни одно из них не обладает подлинным
бытием.
- “Если без сына нет отца,
Как же может возникнуть сын?”
Как при
отсутствии сына нет и отца,
Так же и эти два211 не обладают
[подлинным] существованием.
- “Росток возникает из семени.
Именно росток указывает на наличие
семени.
Почему же познание, возникающие из познаваемого,
Не может
указывать на подлинное бытие познаваемого?”
- Существование семени устанавливается
С помощью познания, а не
ростка.
Каким образом познается существование познания,
Если
истинность познаваемого устанавливается с помощью этого познания?
- Мирские люди видят все причины
Посредством прямого восприятия,
Поскольку части лотоса, например стебель и прочее,
Возникают из
разнообразия причин.
- “Откуда возникает многообразие причин?”
Из многообразия
предшествующих причин.
“Как может причина порождать плод?”
В силу
предшествующих причин.
- “Ишвара — причина мира”.
Тогда объясни, кто такой Ишвара.
Если
он — это элементы,
К чему тогда изнурять себя всего лишь из-за иного
имени?
- Более того, земля и другие элементы множественны.
Они не вечны,
лишены творческой силы и божественной природы.
На них можно наступать
ногами, и они не чисты.
[Таким образом], они не являются Ишварой.
- Ишвара не является пространством, ибо оно не обладает творческой силой.
Он не является атманом, ибо это уже было отвергнуто ранее.
Как можно
описать непостижимое творчество
Непостижимого Ишвары?
- Что он намеревается создать?
Если [он собирается создать] атман,
То разве атман, земля и другие элементы, а также Ишвара не вечны?
Познание возникает из познаваемого и не имеет начала.
- Удовольствие и страдание суть плоды деяний.
Скажи тогда, что же он
сотворил?
Если причина безначальна,
Как может иметь начало ее плод?
- Если он не зависит ни от чего иного,
Почему он не творит непрерывно?
А если все сотворено им,
От чего же он может зависеть?
- Если он зависит от собрания условий,
Тогда он не является
первопричиной.
Он не может не творить, когда присутствуют эти условия,
И не может творить в их отсутствие.
- Если Ишвара творит против своей воли,
Значит, он зависит от чего-то
иного.
А если он творит по желанию, значит, он зависит от желания.
Разве такой творец всемогущ?
- Утверждения о постоянстве атомов
Уже были отвергнуты ранее.
Последователи школы Санкхья считают,
Что праматерия — это вечная
причина мира.
- Гуны — саттва, раджас и тамас,
Находящиеся в равновесии,
Именуются праматерией.
Говорят, мир возникает из нарушения этого
равновесия.
- Нелогично [утверждать], что единое обладает тремя природами,
Поэтому
праматерии не существует.
Также не существует и гун,
Ибо каждая из
них должна состоять из трех составляющих.
- Если нет гун,
То существование звуков и других объектов далеко от
истины!
Также невозможно найти удовольствие
В неодушевленном,
например тканях.
- Ты говоришь, что эти вещи обладают природой причины.
Но разве мы не
исследовали их ранее?
Для тебя причиной является удовольствие и другие
ощущения,
Но ткань не является следствием этой причины.
- [Скорее,] ткань является источником удовольствия и других ощущений,
Но ткани не существует, а следовательно, и удовольствия.
Невозможно
доказать, что удовольствие и другие ощущения
Обладают постоянством.
- Если удовольствие подлинно существует,
Почему оно не ощущается
постоянно?
Если вы говорите, что оно становится тонким,
То как оно
может быть то грубым, то тонким?
- “Оно становится тонким, когда оставляет грубое состояние.
Его грубая
и тонкая формы не постоянны”.
Почему же подобным образом
Вы не
считаете все явления непостоянными?
- Если грубая форма — удовольствие.
Тогда непостоянство удовольствия
очевидно.
Если ты думаешь, что несуществующее не проявляется,
Поскольку вообще не существует,
- Значит, ты вопреки своему желанию утверждаешь,
Что проявленное
прежде не существовало.
Если ты считаешь, что следствие содержится в
причине,
Тогда [люди] ели бы экскременты вместо пищи,
- А также покупали бы семя хлопка по цене ткани
И носили его вместо
одеяния.
Ты утверждаешь, что мирские люди не понимают этого из-за
омрачения.
Но, поскольку этому учат знающие истину,
- Значит, мирские люди обладают этим знанием.
Почему же они не
понимают этого?
Если ты утверждаешь, что познание мирян недостоверно,
Значит, их восприятие проявленного неистинно.
- “Если их познание не является достоверным,
Не значит ли это, что
все, познанное с его помощью, ложно?
Таким образом, созерцание пустоты
Утрачивает всякий смысл”.
- Без познания воображаемых явлений
Невозможно постичь и их небытие.
Поэтому, если явление ложно,
Его небытие также ложно.
- Так, когда в сновидении умирает сын,
Мысль: “Он не существует”
Препятствует возникновению мысли о его существовании.
А при этом обе
мысли одинаково ложны.
- Поэтому, как следует из анализа,
Ничто не существует без причины
И не содержится ни в отдельных условиях,
Ни в их совокупности.
- Ничто не приходит из другого места,
Ничто не пребывает, и ничто не
уходит.
В чем же разница между иллюзией
И тем, что глупцы считают
реальностью?
- Порождаемое иллюзией
И порождаемое причиной,
Откуда приходит и
куда уходит?
Исследуй это.
- Разве может искусственное [явление], подобное отражению в зеркале,
Обладать подлинным бытием,
Если оно существует только в тесной связи
с другими условиями
И исчезает при их отсутствии?
- Разве нужна причина тому,
Что и так существует?
А если нечто не
существует,
Разве нужна причина?
- Даже посредством миллионов причин
Небытие изменить невозможно.
Разве может нечто, [находящееся] в этом состоянии, стать существующим?
А что еще может возникнуть?
- Нет бытия во время небытия.
Когда же бытие возникает?
Ведь
небытие не исчезнет до тех пор,
Пока не появится бытие.
- Пока небытие не исчезнет,
Нет возможности для появления бытия.
Бытие не может стать небытием,
Поскольку это означало бы, что у него
две природы.
- Таким образом, не существует
Ни возникновения, ни исчезновения.
Поэтому весь этот мир
Не возникает и не исчезает.
- Формы бытия подобны сновидениям.
Если их исследовать, они
тождественны банановому дереву.
Поистине нет разницы
Между
достигшими нирваны и не достигшими ее.
- Если все явления пусты,
Что можно обрести или потерять?
Кто и
кого станет почитать?
Кто и кого станет презирать?
- Откуда берутся удовольствие и страдание?
Что приятно, а что
неприятно?
Когда ищешь истинную природу,
Что такое жажда и жажда
чего?
- При размышлении о мире живущих
[Задаешься вопросом —] кто умирает?
Кто рождается? Кто существует?
Кто чей родственник и кто чей друг?
- Пусть все вслед за мною постигнут,
Что все подобно пространству!
Ибо они гневаются из-за раздоров
И радуются в праздники.
- В поисках счастья
Они творят дурное,
Живут в несчастии, тоске и
отчаянии,
Режут и колют друг друга.
- И хотя многократно приходят они в благие миры,
Где вкушают
наслаждения снова и снова,
После смерти они попадают в дурные миры,
Где познают нескончаемые жестокие муки.
- Многие бездны заключает в себе самсара,
И нет в ней [абсолютной]
истины.
[Самсара] полна противоречий,
В ней нет места подлинной
реальности.
- Там есть океаны свирепых,
Ни с чем не сравнимых бесконечных
страданий.
Там силы малы,
А жизнь так быстротечна.
- Там в делах ради здоровья и долгой жизни,
В голоде, усталости и
изнурении,
В сне и несчастьях,
В бесплодном общении с глупцами
- Жизнь пролетает стремительно и без пользы,
А истинное понимание
нелегко обрести.
Как же избавиться
От привычных отвлечений [ума]?
- К тому же там Мара усердствует,
Дабы низвергнуть [существ] в дурные
миры.
Там много ложных путей,
А сомнение нелегко превозмочь.
- Трудно снова обрести благоприятное [человеческое рождение].
А
явление Будды — большая редкость.
Трудно воздвигнуть преграду на пути
реки клеш.
Увы, непрерывен поток страданий.
- Достойны сожаления существа,
Увлекаемые [этим] потоком страданий.
Ибо, перенося великие злоключения,
Своих страданий они не в силах
постичь.
- [Там] некоторые аскеты многократно омывают себя водой,
А затем снова
и снова вступают в огонь.
Они почитают себя счастливыми,
Хотя их
страдания поистине велики.
- Так существа и живут,
Будто не уготованы им старость и смерть.
Ужасные бедствия обрушиваются на их плечи,
И смерть — величайшее из
них.
- Когда же сумею я принести отдохновение
Существам, истязаемым огнем
страданий?
[Когда затушу его] счастливым дождем,
Пролившимся из
облаков моей заслуги?
- Когда, накопив собрание заслуг
И не цепляясь за относительное,
Сумею я открыть истину о пустоте
Тем, чьи ложные взгляды основаны на
относительном?
Такова девятая глава “Бодхичарья-аватары”, именуемая
“Парамита
мудрости”.
ПРИМЕЧАНИЯ
194. Санскр. prajna.
195. Panjika, с. 179: «И [созерцатели, и обычные люди] считают, что иллюзия,
мираж, отражение города гандхарв и другие примеры (drstana), которые упоминаются
Благословенным в сутрах, лишены подлинной природы».
196. Panjika, с. 181: «совокупности (skandha) и др.»
197. Panjika, с. 187: «В действительности, она имеет иную форму бытия, нежели
внутренний (anatara) аспект ума, который является познающим (grahaka).
198. Эта последняя строка отсутствует в тибетском переводе. 5
199. Geshe Kelsang Gyatso, Meaningful to Behold, c. 301: «Предположим, что
существует особый вид грызунов, которые кусают людей и животных в зимнее время.
Однако яд, выпущенный ими, не обладает немедленным действием, он начинает
ощущаться только весной. Таким образом, человек может почувствовать укус
грызуна, но при этом не осознавать, что яд вошел в его тело. Позже, в начале
весны, он начинает ощущать боль. В этот момент он осознает, что наступила весна,
и вспомнит, что зимой его укусил грызун. Опираясь на эти размышления, он сделает
правильный вывод, что яд попал в его тело вместе с укусом грызуна».
200. Согласно Panjika, с. 192, под «другими условиями» понимается способность
предвидеть будущее, а также экстрасенсорные способности, например чтение мыслей
других людей. Суть этого спора состоит в том, что, если при наличии определённых
условий ум способен видеть умы других людей, значит, он должен видеть и себя
самого.
201. Согласно Panjika, с. 200, этот столб сделан из дерева и освящен
мантрами.
202. Согласно Panjika, с. 205, под «подобными [учениями]» подразумеваются
учения Канады, который также известен под именем Кашьяпа. Он являлся основателем
школы Вайшешика, разделяющей философию Ньяя. Он учил, что мир состоит из
совокупностей атомов и т. д.
203. В некоторых изданиях Бодхичарья-аватары порядок расположения стихов
нарушен, и стихи 44-46 вставлены между 48 и 52, что нарушает смысл
повествования.
204. Panjika, с. 208: «Арья Маудгальяяна, Арья Ангулимала и др.»
205. Согласно Абхидхармакоше, существуют два вида неведения: связанное с
клешами и не связанное с клешами. Шантидева утверждает, что подобным образом
могут существовать и два вида жажды и что архаты могут быть подвержены жажде, не
связанной с клешами.
206. Согласно Panjika, с. 209, под «тем или другим» подразумеваются либо
Четыре Благородные Истины и т. п., которые могут являться объектом
привязанности, либо плоды медитации о Четырех Благородных Истинах.
207. Тиб.: «... как в горшке и тому подобном».
208. В тибетском переводе вместо «ступни» используется слово «рука».
209. Тиб.: «...поскольку у направлений нет частей, они подобны пространству.
Следовательно, атомов не существует».
210. Panjika, с. 250: «т. е. анализ и объект анализа».
211. Panjika, с. 251: «т. е. познание и объект познания».
Главы:
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
Перевод Ю. Жиронкиной
Священное писание