Шри Юктешвар Гири "Святая Наука"

Содержание

Парамаханса Йогананда. Предисловие
Введение
Глава 1. Евангелие
Глава 2. Цель
Глава 3. Пути достижения
Глава 4. Откровение
Заключение


Глава 4
ОТКРОВЕНИЕ

СУТРЫ 1-3

     Познание высшей Истины достигается путем очищения трех тел человека. Оно может быть достигнуто также в результате благоволения гуру.

     Очищение осуществляется тремя путями: воздействием природы, наложением епитимьи и практикой Мантр.

     Через природу очищается плотная материя (физическое тело); наложением епитимьи достигается очищение тонкой материи {тонкоматериального тела); с помощью мантр очищается разум.

     Знание и совершенство достигаются путем всестороннего очищения тела. Очищение грубоматериального тела может быть осуществлено теми же веществами, которые мать Природа применяет для построения самого этого тела. Очищение электрического тела производится развитием выдержки и терпения в любых обстоятельствах. Магнитное же тело (оно называется Читта — одухотворенный атом, или сердце) может быть очищено регулированием дыхания, которое именуется мантра (это слово означает: очиститель разума).

     Процессы и способы практического осуществления названных очищений могут быть изучены у ног святых личностей, которые свидетельствуют о Свете и которые несут в себе доказательство Существования христоподобного сознания.

СУТРЫ 4, 5

     В результате проявления священного эффекта мантры звук Пранава, или Аум, становится слышимым.

     Божественный звук слышится в различных проявлениях — в соответствии со степенью продвижения ученика к совершенству (то есть в соответствии со степенью очищения его сердца.)

     По мере овладения сознательным регулированием дыхания, в точном соответствии с указаниями духовного Наставника (Сат-Гуру), священное Слово Пранава Шабда в какой-то момент времени вдруг возникает в голове ученика совершенно спонтанно и становится слышимым. Когда эта мантра (Слово, Пранава) проявляется, то дыхание попадает под контроль ученика, становится управляемым, а это приводит к остановке распада грубоматериального тела.

     На различных стадиях достижения Пранава проявляется в разных формах — в соответствии со степенью очищения сердца (Читты).

СУТРА 6

     Тот, кто развивает природную любовь сердца, со временем получает и руководство гуру, и с этого момента начинает свою Садхану — путь духовной дисциплины. Это делает его Правартакой — посвященным.

     Уже разъяснялось, кто такой Сат-Гуру и как поддерживается с ним общение ученика. Если ученик наделен небесным даром чистой любви, то у него совершенно естественно возникает чувство предрасположенности к тем людям, которые были отнесены нами к категории Сат, и, наоборот, стремление избегать общения с людьми, относящимися к разряду Асат. И если, далее, он нежно и с большим рвением поддерживает общение с людьми типа Сат, то ему однажды может посчастливиться и он встретит среди них одного такого, который любезно согласится стать его Сат-Гуру — Духовным наставником. Поддерживая со своим Божественным Наставником постоянное общение и выполняя все его указания, ученик развивается в духовном отношении: в его сердце все больше и больше растет Правритти — влечение спастись от необходимости оставаться творением Тьмы, (Майи), — и он становится Правартакой — посвященным в тайны практики Йямы и Нийямы — этих аскетических воздержаний и соблюдений, совершенно необходимых для достижения спасения.

СУТРА 7

     В процессе практики Йямы и Нийямы разрушаются восемь низменных и вредных недостатков человеческого сердца, а на их месте возникают добродетели. В результате человек становится Садхакой, то есть истинным учеником, способным достичь спасения.

     Следует вспомнить, что при культивировании Йямы и Нийямы восемь низменных, вредных недостатков исчезают из человеческого сердца, и в нем воцаряется великодушие. Как раз на этой стадии человек становится способным практиковать аскетические позы и выполнять другие процессы, предписанные ему его Сат-Гуру для достижения спасения; и если ученик систематически и непрерывно продолжает выполнять все упражнения и процессы, которые назначил ему его Сат-Гуру, то он постепенно становится истинным учеником Йоги — Садхакой.

СУТРА 8

     По мере успешного постижения Йямы и Нийямы набожность ученика возрастает, он слышит священный звук Аум и превращается со временем в Сиддху — святого человека.

     Обратившись к тому, что было изложено в главе 3, можно понять, каким образом ученик, двигаясь в своем развитии от одной ступени к другой, оказывается способным постичь различные объекты творения в своем сердце, каким образом он постепенно прогрессирует в своих все более высоких состояниях медитации, и как он, в конце концов, сосредоточив все свое внимание на сенсориуме, познает специфический звук — Пранава-Шабду, или Священное Слово, и что в этот момент сердце его становится божественным, а его эго (Аханкара) или сын человеческий, — растворяется в потоке этого звука, в результате чего ученик становится Сиддхой — адептом, мудрецом, божественной личностью.

СУТРА 9

     Затем он познает проявления Духа и проходит через семь духовных центров, расположенных вдоль позвоночника; они называются Патала-Локи; в них он видит семь риши.

     В состоянии крещения в звуке Аум (Бхакти-Йога, или Шурат-Шабда-Йога, или растворение эго в священном Звуке) человек раскаивается в своих неверных действиях и, отвлекая свое сознание от внешнего мира — мира грубой материи, Бхулоки, вступает во внутренний мир — мир тонкой материи, Бхуварлоку. Там он воспринимает и познает проявление Духа — истинный Свет — в виде семи звезд в семи центрах сознания или в виде семи светящихся астральным светом участков, которые в христианском Евангелии сравниваются с семью золотыми светильниками.

     Эти звезды, будучи проявлениями Духа, истинного Света, называются ангелами, или риши; они появляются по очереди, один за другим в правой деснице сына человеческого, что означает: он на правильном пути к Божественности.

     Семь золотых светильников суть семь светящихся мест тела человека; два из них находятся в голове и известны под именами: сахасрара — головной мозг, и агья-чакра — продолговатый мозг; остальные пять центров расположены в позвоночном столбе: вишуддха-чакра — шейный центр; анахата-чакра — дорсальный (грудной) центр; манипура-чакра — поясничный центр; свадхистхана-чакра — крестцовый центр; муладхара-чакра — копчиковый центр.

     В этих центрах Дух проявляется в первую очередь. Именно через эти семь центров, или семь церквей (по евангелистской терминологии), эго, то есть сын человеческий, движется к Божественности.

     Сравните с текстами Евангелия:

     "...и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому... Он держал в деснице своей семь звезд."

(Откровение, гл. 1,ст. 12, 13,16)

     "Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей."

(Откровение, гл. 1, ст. 20)

     "...так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди золотых светильников..."

(Откровение, гл. 2, ст. 1)

     В этом состоянии крещения (Бхакти-Йога, или Шурат-Шабда-Йога) эго человека, Шурат (оно же — сын человеческий), постепенно продвигаясь через семь указанных выше центров, постигает те знания, которые связаны с ними; и когда он двигаясь таким образом, проходит все названные центры, включая последний, он оказывается в состоянии понимать истинную природу всей Вселенной.

     Отвлекая свое сознание от тонкоматериальной части творения, Бхуварлоки, он вступает в следующую, более высокую сферу, Сварлоку, являющуюся источником всякой материи – и тонкой и грубой. Там он познает лучистые астральные формы вокруг своего сердца-атома, являющегося троном Духа-Созидателя; сердце – одухотворенный атом — обладает пятью видами электричеств и является биполярным; в качестве одного из его полюсов служит разум, в качестве другого — интеллект; свечение вокруг сердца имеет семь различных цветов — наподобие цветов радуги.

     В этой сфере электричеств, разума и интеллекта, в этом источнике всех объектов чувств и органов наслаждения ими человек оказывается полностью удовлетворенным, поскольку здесь он обладает всеми объектами всех своих желаний; здесь он полностью постигает их все.

     Упомянутая выше астральная форма с ее электричествами и полюсами, с ее семью частями описывается в Евангелии как некая запечатанная шкатулка знаний, как книга за семью печатями.

     Сравните с этим соответствующие места Евангелия:

     "... и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду..."

(Откровение,гл.4,ст. 3)

     "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями".

(Откровение, гл.5,ст. 1)

СУТРА 10

     Обладая знаниями и силой йоги, человек приобретает затем власть над семью сваргами (небесами). Он достигает спасения путем растворения четырех первичных идей, то есть четырех ману, — первичных мыслей, через посредство которых Вселенная начала существовать, то есть перешла из небытия (непроявленного состояния) в бытие.

     Пройдя через Сварлоку, сын человеческий входит в сферу Махарлока — местопребывание магнита (одухотворенного Атома), четырьмя компонентами которого являются: идея проявления (Слово), идея Пространства, идея Времени и идея частиц (атомов). Как пояснялось в первой главе, Махарлока представляет Авидью, Неведение, которое и рождает идею отдельного существования человеческого сознания; оно же является источником эго, сына человеческого. Таким образом, человек (манава) — является порождением Неведения, а Неведение, в свою очередь, представляется четырьмя началами, или четырьмя источниками человека (четырьмя ману).

СУТРА 11

Следовательно, побеждая силы тьмы и неведения, человек отождествляется с Богом

     Махарлока — сфера, в которой пребывает Магнит (одухотворенный Атом), называется иначе Брахмарандхра или Дасамадвара и образует своеобразные врата между двумя творениями — грубоматериальным и духовным. Когда эго, сын человеческий, в результате надлежащего развития подходит к этим вратам, он воспринимает и познает Духовный Свет и претерпевает в нем крещение. А проходя через них, он поднимается выше творений Тьмы, Майи, выше их способностей воспринимать только тьму: он вступает в духовный мир, где окунается в истинный Свет и становится Сыном Божиим. А так как человек, став Сыном Божиим, разрывает и сбрасывает все путы и оковы Тьмы, Майи, то он в результате становится обладателем всех сил и способностей, присущих подвижническому величию — обладателем айшварий.

     Различают восемь типов этих айшварий:

     1. Анима — способность уменьшать размеры своего тела или вообще какой бы то ни было другой вещи до сколь угодно малых размеров, вплоть до размеров атома (ану).

     2. Махима — способность увеличивать размеры своего или другого тела или чего бы то ни было еще до любой величины, способность делать любые вещи огромными (махат).

     3. Лагхима — способность уменьшать вес человеческого тела или чего угодно другого до сколь угодно малой величины, то есть способность делать любые вещи сколь угодно легкими — лагху.

     4. Гарима — способность увеличивать вес чьего-либо тела или вообще чего угодно другого до такой огромной величины — гару, какой он только пожелает.

     5. Прапти — способность создания любых вещей, какие он только пожелает. Это "делание" называется апти.

     6. Вашитва — способность (ваша) приведения под свой контроль чего угодно.

     7. Пракамья — способность удовлетворения любых желаний — кама; эта способность достигается всесокрушающей силой воли.

     8. Ишитва — способность превращения в Ишу — Господа Бога над всем и вся, над всей Вселенной.

     Сравните эти утверждения с утверждениями Евангелия:

     "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду".

(Евангелие от Иоанна,гл. 14,ст. 12)

СУТРА 12

Познание законов эволюции, то есть законов жизни, а также законов разрушения — законов смерти — ведет, таким образом, к полному освобождению от оков заблуждения, Майи. Удерживая свое Я в высшем Я, человек обретает вечную свободу.

     Следовательно, человек, достигнув обладания айшвариями — великими силами йоговского могущества полностью познает Вечный Дух, то есть своего Вечного Отца — единственную Реальную Сущность — как Единство, как одно Совершенное Целое, а свое Я — всего лишь как идею, покоящуюся на частичке Духовного Света. Воспринимая Истину именно таким образом, человек совершенно отвергает вздорную идею об отдельном существовании его собственного маленького Я, и становится единым с Вечным Духом, Богом Отцом. Это единение, отождествление с Богом называется Кайвальей и является конечной целью человеческого существования.

     Суть настоящего исследования и состояла в том, чтобы разъяснить эту Великую Истину.

     Сравните с Евангелием:

     "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его".

(Откровение, гл. 3, ст. 21)


Далее

Священное писание