НазадОтрывок из книги

Буддизм и христианство

   Их главный религиозный праздник проводится в то время, когда солнце входит в созвездие Козерога, что соответствует рождеству. Другая сходная традиция – клясться именем Троицы, которую они называют "Кунчок Сум", или "Троебожие". В накладывании на себя суровых епитимий буддийские монахи также походят на христианских монахов. Тибетцы утверждают, что их первоначальное священное писание было написано на языке, который теперь стал непонятен им, и оно было переведено. Мне сообщили, что некоторые части Библии были известны тибетцам.2

   Я не знаю, кто заимствовал у кого. Но я поражён необычайной схожестью доктрин, традиций и ритуалов буддизма и католической церкви. Даже их ранги в монашеских орденах походят друг на друга. И буддисты, и римско-католические монахи дают обеты безбрачия, простой жизни, целомудрия и повиновения. Удивительно, что обычаи, связанные с литанией (заступнической молитвой), милостыней, молитвами и подношениями у буддистов и католиков являются схожими. Это подобие настолько поразительно, что один учёный сделал наблюдение, что "буддизм – это христианство Востока, и, как таковой, он лучше сохранился, чем христианство – буддизм Запада"3.

   Я бы проявил неблагодарность по отношению к Мирзе Гхуламу Ахмаду, если бы не упомянул, что именно его исследовательский трактат побудил меня заняться исследованиями буддийских источников, в которых говорится о жизни и деяниях Иисуса Христа. В своём трактате этот учёный высказал наводящие на размышления идеи о схожести христианства и буддизма. Он указал, что и Иисус, и Будда были искушаемы дьяволом. Манера проповедования с помощью притч одинакова для них обоих. У них схожие титулы, похожие поучения, и даже некоторые из их притч – одни и те же. Оба делают одинаковое заявление: "Я – Свет и Путь"4.

(2) Путешествия по Средней Азии – Meer Izzut-oolah, Travels in Central Asia, 1812, tr Henderson, Calcutta, 1872, p13.

(3) Мистерия эпох – Williams, Sir Monier, The Mystery of the Ages, London, 1887, p541; Индийский буддизм – Rhys Davids, T W, Indian Buddhism, London, 1891: "Будда Чакка-Ватти был для ранних буддистов тем же, что и мессианское Слово (Логос) для ранних христиан. В обоих случаях эти два представления перекрывают друг друга, переходят друг в друга и дополняют друг друга".

(4) Массих Хиндустан Мейн – Mirza Ghulam Ahmad, Massih Hindustan Mein (на языке урду), p128. "Это действительно любопытно – найти имя Мессии в буддийской работе, хоть это имя и приводится весьма случайно" – Описание буддизма – Takakusu, J Ting, A Record of the Buddhist Religion, Oxford, 1896, p223.

Продолжение...

Отрывок из книги


Тексты книг и статей, находящиеся на этом сайте, предназначены только для ознакомительного чтения.
Запрещено любое использование этих текстов в коммерческих целях сторонними лицами, все права на книги принадлежат издателям и авторам.