В Тибете существует несколько десятков различных школ медитации, и все они отличаются своими традициями и подходом. Нет никакой необходимости обсуждать все эти школы. Вместо этого, поскольку для нас важно поддерживать ясность ума, мы рассмотрим только одну традицию, то есть школу виджняна-вады буддизма махаяны, которая была основана учителем Асангой (Асаньгой). Она, а также школа мадхьямики, являются двумя наиболее известными школами буддизма махаяны. Вместе они представляют собой два аспекта праджня-парамиты сутры. Асанга в основном писал комментарии о марге, или медитационном аспекте, в то время как великий учитель Нагарджуна в своих комментариях делал упор на даршане (дарщане), или её философском аспекте.
Школа медитации Асанги была очень популярной в Тибете и имела много последователей. Она дошла до нас через неразрывную линию преемственности учителей (гуру), обогащённая словесными поучениями, бесценными трактатами и комментариями таких великих личностей, как ачарья Васубандху, Щантаракшита, Камаласила и Цон-кха-па. Мы будем изучать именно тот метод медитации, который изложен в писаниях этих ачарьев.
А теперь давайте продолжим тему о приготовлениях к медитации. Поскольку правильное приготовление – сама основа медитации, мы будем изучать его по порядку.
Хотя существуют некоторые другие системы, которые менее требовательны, в этой традиции нет урезаний, послаблений или уступок в отношении нравственной дисциплины. Она очень строга в отношении физической и словесной дисциплины и ожидает от ученика подлинной серьёзности в его подходе к медитации, поскольку до тех пор, пока он не дисциплинировал себя в теле и речи, он будет не в состоянии дисциплинировать свой ум. Принятый метод дисциплины в этой школе включает в себя три стадии:
1. Кайа, дисциплина физического тела.
2. Вак, дисциплина речи.
3. Читта, дисциплина ума.
Таким образом, чтобы дисциплинировать ум, мы должны начать с дисциплинирования физического тела, а затем речи. После того, как они полностью взяты под контроль, мы обнаружим, что ум может быть дисциплинирован легко.
Буддийский образ жизни основан на благородном восьмеричном пути. Этот путь состоит из дисциплин вышеупомянутых трёх стадий. Правильное действие, правильное намерение и правильное добывание средств к существованию вместе составляют нравственную часть жизни, или щилу, в то время как правильное усилие и правильная осознанность – компоненты самадхи. Правильный взгляд на жизнь приводит к праджне. Правильное действие, правильное намерение и правильное добывание средств к существованию должны соблюдаться на первой стадии приготовлений к медитации, в самадхи и праджне. Если намерение правильное, всё остальное может быть достигнуто.
Всё, что начато с неправильными намерениями, будет неправильным, независимо от того, насколько хорошими кажутся последующие действия. То же самое относится и к медитации; если намерение неправильное, нечистое и эгоистичное по своей природе, то, хоть мы и можем использовать хороший метод, всё, что последует вслед за этим, будет только усиливать эго, и результат не будет правильным. Таким образом, хорошее намерение должно установлено в самом начале, и затем мы должны дисциплинировать тело, речь и ум. Поэтому правильное действие, правильная речь и правильное добывание средств к существованию должны соблюдаться на второй стадии наших приготовлений.
Большая часть нашей деятельности так или иначе связана с добыванием нами средств к существованию, и, поэтому, нам необходимо тщательно проверить свой образ жизни. Сюда входит вся деятельность, в которую мы вовлечены, такая как зарабатывание денег и их расходование, а также такие простые вещи, как приготовление пищи, её приём, сон и то, как мы реагируем на окружающих. Естественно, мы беспокоимся о том, как зарабатывать достаточные средства к существованию, но связанные с этим наши усилия могут привести нас к безнравственной деятельности. Большинство преступлений, о которых мы слышим или читаем в газетах, возникают из-за желания денег. Иногда очень трудно следовать правильному добыванию средств к существованию в условиях нынешнего общества. Даже человек, который обычно честен, иногда может обнаруживать в себе искушение поступить непорядочно или заняться противоправной деловой деятельностью. Это случается. Но если мы посмотрим на себя пристально и внимательно, то мы обнаружим, что мы не всегда замечаем свои собственные ошибки или проступки, а если и замечаем, то у нас всегда находится оправдание для себя.
Честное и искреннее тщательное исследование своих действий – это хорошее упражнение. Давайте посмотрим на себя, когда мы, например, совершаем поездку на поезде, или когда мы получаем своё жалованье, или когда мы пользуемся особыми привилегиями. Можем ли мы сказать, что мы совершенно незапятнанны и честны? Можем ли мы сказать, что заработали свои деньги абсолютно честными действиями и полной отдачей себя на рабочем месте? Добываемые нами средства к существованию могут быть чистыми, и при этом может не быть непорядочности или незаконного заработка. Но если мы внимательно посмотрим на свою работу, то заметим, что с ней связана масса неправомерной деятельности. Например, от нас ждут, что мы будем работать определённый период времени каждый день. Да, мы можем находиться в офисе всё это время, но, если внимательно посмотреть на то, что происходит в это время, то мы можем обнаружить, что довольно большое количество времени не было потрачено на ту конкретную работу, которую нам полагается выполнять. Затем идёт вопрос об использовании офисных канцелярских принадлежностей. Сколько раз, возможно бессознательно, мы задействуем офисную бумагу, или булавки, или конверты для своего собственного личного использования? Аналогично, как насчёт использования машины для персонала? Существуют определённые правила в отношении его использования, но мы часто обнаруживаем, что этим инструкциям не всегда следуют и что машина заказывается для поездок, которые, строго говоря, не должны были бы иметь место. Сходным образом офисный телефон предназначен для использования в офисной деятельности, но, в действительности, он иногда используется для чисто личных целей. Подобным образом добываемые нами средства к существованию становятся в определённой степени загрязнёнными.
Ещё один пример можно обнаружить на рынке, где, возможно, мы всегда стремимся получить наилучший товар по самой низкой цене, в то время как продавец, в свою очередь, стремится продать свои худшие товары по самой высокой заявляемой им цене. Для многих почти невозможно достичь стандарта совершенства, требуемого при добывании средств к существованию, но мы должны стремиться к этому снова и снова. Самскара, или врождённая тенденция, непрерывно меняется, и нет никаких сомнений в том, что если мы будем прилагать достаточно напряжённые усилия, то, в конце концов, мы сможем достичь наивысшего стандарта.
Правильная речь не менее трудна, чем правильное добывание средств к существованию; наши слова не всегда согласуются с нашими мыслями. Общение стало неотъемлемой частью нашего общества. Очень трудно поддерживать нашу речь чистой; мы обнаруживаем, что около половины нашего типичного общения обусловлено желанием соответствовать обычаям общества. Именно из-за этого в прошлом гуру вступали на путь безмолвия и соблюдали пожизненный обет молчания, поскольку они осознали, сколь много нечистоты может быть привнесено через речь. Встречается масса случаев, когда – если мы должны сказать правду – наше образованное, цивилизованное общество расценит это как нечто крайне бестактное, и, поэтому, мы должны немного извращать факты и искривлять свою речь. Иногда, когда это искажение сделано с хорошим намерением, оно может оказаться не таким уж и плохим, но зачастую этого хорошего намерения недостаёт. Например, давайте рассмотрим пример человека, который поздно встаёт по утрам. Однажды он оказывается потревожен кем-то, кто пришёл повидаться с ним рано утром. Это раздражает его, но, тем не менее, он встаёт и встречает посетителя с улыбкой на своём лице, говоря: "Я так счастлив видеть тебя". Сказать то, о чём он подумал, считалось бы крайне бестактным, но, в то же самое время, то, что он сказал, было крайне неправдивым. Подобным образом, в соответствии с нашим обычаем, с утра до вечера мы должны заниматься этим искусственным и формальным общением – на улице, на базаре, в автобусе или при посещении собраний – ради того, чтобы считаться цивилизованной и благовоспитанной личностью. Именно по этой причине древние ачарьи говорили, что только тот человек, кто всегда говорит правду, является безумцем, потому что он всегда говорит то, что он думает!
Следующей идёт чистота правильного действия. Мы очень часто действуем и реагируем совершенно автоматически или непроизвольно. Наши мысли настолько обусловлены, наша речь настолько подвержена мгновенным реакциям нашего ума, что большая часть наших действий – это непроизвольное выражение состояния ума. Например, сколько действий мы совершаем бездумно или без внимания? И даже если мы уделяем им некоторое внимание, они всё равно зачастую ошибочные. Следовательно, достижение контроля очищением тела, речи и действия – безусловное предварительное условие, прежде чем мы сможем приступить к дисциплинированию и обуздыванию ума, в противном случае трудности, с которыми мы встретимся, будут слишком многочисленными и разнообразными, и будет невозможно справиться с ними всеми сразу.
Если какой-то человек преуспел в дисциплинировании своих действий и речи и занимается правильным добыванием средств к существованию, то он становится крайне духовным существом и без использования медитации. В действительности медитация не является абсолютно необходимой, если человек способен строго придерживаться этой дисциплины; такой образ жизни так возвышает человека, что нужно очень стараться достичь такого уровня, если и не в этой жизни, то, возможно, в следующей. Самое лучшее для нас – стремиться к этому снова и снова, даже если мы раз за разом терпим неудачу. Если мы упали, мы должны просто подняться и возобновить своё продвижение, стремясь к достижению той же самой цели.
Правильное добывание средств к существованию, правильная речь, правильное действие и, прежде всего, правильное намерение – это четыре дисциплины, которые должны быть претворены в жизнь, чтобы подготовить почву для медитации, в то время как дисциплины тела и речи специально требуются для дисциплинирования ума. Помимо всего этого, тишина и близость к природе очень помогают не только для медитации, но и чтобы подготовить себя в целом. Если мы живём в тихом месте, то будет гораздо легче практиковать правильное действие, правильное добывание средств к существованию, правильную речь и правильное намерение. Шумы создают худший вид беспокойства для ума. Духовная музыка (бхаджаны) и молитвы могут использоваться либо перед началом упражнения, чтобы создать религиозную атмосферу, либо в конце, но начинающим советуется не практиковать подобные вещи во время своей медитации, ибо они не помогают сосредоточению. Однако на более поздней стадии сосредоточение на звуке и слушании также становится частью медитации, но это не легко.
Следующий шаг в медитации – это практика асан, или принятие определённых положений тела. Все знают о них, ибо они являются общими для всех систем медитации. Дисциплины ума и тела очень сильно взаимосвязаны, поскольку ум действует через тело и мозг. В буддизме ваджраяны ученики начинают с контролирования физического тела и, таким образом, они берут под контроль ум и успокаивают его движения. Однако это в высшей степени сложная и тайная система, и только отдельные избранные люди способны следовать ей. Тело – это носитель ума. Если мы сравним тело с автомобилем, то наглядно сможем увидеть эти взаимоотношения. Если автомобиль останавливается (если тело приводится под контроль), то водитель (ум) также автоматически останавливается. Следовательно, так же, как очень важна дисциплина ума, так же важно и использование хорошего положения тела. Положения тела, или асаны, которые обычно рекомендуются для медитации, могут не подходить всем, и каждый должен выяснить для себя сам, какая сидячая поза для него наилучшая. Однако имеется несколько базовых принципов, которых необходимо придерживаться. Первый – во время медитации, независимо от того, сидим ли мы на полу, на стуле, стоим или идём, наш позвоночник должен быть абсолютно прямым. Мы должны внимательно следить за этим, потому что у многих из нас имеется привычка немного сутулиться, когда мы сидим или стоим. Также есть некоторые люди, которые физически неспособны держать свою спину прямо, и им поначалу придётся преодолеть определённые трудности; но я уверен, что если они будут практиковать регулярно, то они смогут сидеть прямо. Кроме того, очень важно, чтобы наше дыхание было нормальным, и это означает, что наше тело должно быть расслабленным.
Мы никогда не должны приступать к медитации, когда мы напряжены или устали. Люди, которые достигли более высоких стадий в медитации, могут медитировать во время бега, вождения, плавания – фактически они могут медитировать при любых обстоятельствах. Но поначалу мы должны строго придерживаться вышеизложенных условий, чтобы облегчить практику. Наиболее общепринятое положение тела – это такое, когда мы сидим на полу на матраце или на подушке-подстилке, которая сзади немного выше, чем спереди. Мы можем добиться этого, сложив одеяло с небольшим уклоном. Уклон облегчает нам удерживать спину прямой, и это удобней для тех, кто хочет сидеть в течение продолжительного времени. Многие люди, однако, привыкли сидеть на стуле, и им может быть неудобно сидеть на полу со скрещёнными ногами. Это нормально, и это не является каким-то новым методом; в древние времена также были те, кто сидели на стульях во время медитации. Стул не должен быть настолько мягким, чтобы мы проваливались в него. У него должно быть твёрдое сидение, на котором мы можем сидеть с прямой спиной, в то время как наши ступни будут удобно стоять на полу. Если мы того желаем, мы также можем медитировать во время медленной ходьбы, сосредотачиваясь на своих шагах.
В любом случае одно условие, которое превалирует во всех этих положениях – это удержание спины прямой. Имеется поза под названием ваджра-парьянга асана (падмасана), которая часто кажется людям трудной для овладения. Это поза Будды, в которой ноги скрещены так, что ступни лежат на верхних частях бёдр, подошвы повёрнуты вверх, правая нога снаружи. Бесполезно подвергать себя напряжению, чтобы заставить ноги принять такое положение. Причина, по которой сидят со скрещёнными ногами – иметь возможность медитировать в течение длительного периода, но если вы вынуждены напрягаться, то через несколько минут вы почувствуете боль. Поэтому не беспокойтесь относительно принятия определённой позы. Если вы хотите сидеть на полу со скрещёнными ногами, то делайте это таким образом, чтобы это было легко и привычно для вас. Не следует поворачивать подошвы ступней вверх, если вы не в состоянии сделать этого, но спина должна быть прямой, голова слегка наклонена вперёд, а кисти рук должны удобно лежать либо на коленях, либо на подоле одежды.
Кроме того, имеется большое количество различных положений, рекомендуемых для рук. Одно из них, часто используемое в Тибете – это помещение левой кисти на подол одежды, а правой – на левую. Ладони обеих рук должны быть обращены вверх, а кончики больших пальцев должны соприкасаться друг с другом. Другое положение – положить левую кисть на подол одежды ладонью вверх, а на неё положить правую кисть ладонью вниз. Это положение смиренности. Ещё одно положение – положить руки на колени, левую руку на левое колено, правую – на правое, позволив кончикам пальцев слегка касаться пола. Или же кисти кладутся на подол одежды, большие пальцы упираются в остальные пальцы соответствующих кистей. Но это положение неудобно и не должно использоваться, если вы хотите медитировать в течение длительного периода времени. Следующее положение рук – это помощь всем тем, кто хочет постепенно выпрямить спину; по этой причине это не рекомендованное положение для медитации, а всего лишь некая помощь. Загните большие пальцы внутрь ладоней и затем прижмите кисти к паху.
В старые времена ученики не приступали к медитации незамедлительно – они вначале практиковали самые разные положения тела в течение нескольких недель, чтобы выяснить, какое из этих положений самое удобное для них. Поэтому перво-наперво найдите это положение – сидя, стоя или при ходьбе, которое наиболее удобно для комфортной медитации. Подобным образом определённые положения рук для одних медитаторов могут быть более удобными, чем для других; некоторые могут быть более полезными для человека, сидящего на стуле, в то время как другие окажутся более удобными для тех, кто сидит на полу.
Следующий важный момент нашего обсуждения – это глаза. В буддийской системе медитации никогда не рекомендуется закрывать глаза во время медитации. Многие люди поначалу могут полагать, что они должны держать свои глаза закрытыми, но закрывание глаз или ушей не помогает сосредоточиться лучше. Если приоткрытые глаза препятствуют нашему сосредоточению, мы можем затемнить комнату, но глаза не должны быть закрытыми. Взгляд должен быть опущен вниз так, чтобы кончик носа был едва виден. Но не нужно пристально смотреть на свой нос, потому что это бесполезно и вызовет болезненные ощущения в глазах. Вам следует смотреть вниз без усилий таким образом, чтобы кончик вашего носа был нечётко виден. Затем необходимо рассмотреть рот и зубы. Зубы не должны быть стиснуты, и в то же время рот не должен быть открытым. Удерживайте все мускулы в расслабленном и естественном состоянии так, чтобы вам было удобно в выбранном вами положении для медитации. Если вы будете поступать так, ваше дыхание будет естественным и безмолвным, а это важно. Если это не так, то вам следует подождать, пока оно не станет таким, прежде чем вы приступите к своему сосредоточению. Затем, после безмолвного сидения в медитационном положении в течение одной или двух минут, начните сосредотачиваться на своём дыхании, подсчитывая вдохи и выдохи в течение двадцати одного раза как минимум. Это упражнение приведёт в порядок всю вашу телесную систему. Впоследствии вы можете приступать к сосредоточению на выбранных вами объектах.
Дыхание всегда должно осуществляться через нос. Выдыхайте медленно, вдыхайте медленно и не задерживайте дыхание сверх привычной и комфортной для вас продолжительности. Мысленно считайте: "Я выдыхаю... и я вдыхаю... это раз; я выдыхаю... и я вдыхаю... это два", и так далее. Это упражнение не является подлинным сосредоточением – это скорее прилежное следование своей манере дыхания. Но оно будет освобождать вас от связи с внешним миром; другими словами, вы забудете другие вещи, которые были в вашем уме, потому что ваше мышление теперь целиком будет занято подсчётом вдохов и выдохов. Таким образом вы очистите путь, или сделаете дорожку для ума, которая ведёт к сосредоточению. Вы можете, если найдёте это полезным, подсчитывать вдохи и выдохи сто раз или четыреста раз. В любом случае это упражнение будет приносить вам незамедлительное освобождение от ментального напряжения и физического переутомления и, следовательно, успокаивать ваши ум и тело. Сегодня это конкретное упражнение используется многими людьми исключительно ради релаксации. Они ложатся на кровать или садятся на стул и отслеживают своё дыхание до тех пор, пока оно не приобретёт, или не восстановит, свой нормальный ход; затем они начинают вести отсчёт вдохов и выдохов, и это освежает их. Прежде чем начинающие приступают к своему сосредоточению, им необходимо выполнять это упражнение.
Мы затронули всего лишь несколько предписанных условий – предварительных шагов, ведущих к медитации. Ещё раз мне следует подчеркнуть важность ведения добросердечного образа жизни – с медитацией или без таковой, всегда поддерживая намерение чистым, а речь, действие и добывание средств к существованию – незапятнанными. Любой, кто достигает такого стандарта жизни, является благородным человеком независимо от того, медитирует он или нет. Всегда и в основе всего лежит наше намерение. Если бы мы могли постоянно проверять себя на каждом совершаемом нами шаге, мы бы несомненно обнаружили значительное улучшение в своей жизни всего лишь через месяц или около того.
Многие люди полагают, что всё это только теория, потому что, как они говорят, условия в этом мире таковы, что мы не смогли бы выжить, если бы мы должны были быть честными на все сто процентов. Лично я не согласен с этим утверждением, но вы должны самостоятельно выяснить его истинность, и вы сможете сделать это только в том случае, если вы искренне стремитесь жить этой жизнью.
Если мы живём незапятнанной жизнью и соблюдаем такой образ жизни в течение определённого периода, то обнаружим, что наши окружение и обстоятельства воздадут нам должное, и что те элементы (группы), которые поначалу, возможно, имели противоположную природу, изменятся таким образом, что теперь они будут находиться в гармонии с нашим образом жизни. Если мы обладаем такой силой воли, чтобы попытаться сделать это, то тогда стоит провести этот эксперимент по меньшей мере один или два раза в жизни, и мы обнаружим, что, так или иначе, получаем вдохновение на продолжение. Таким путём, по мере всё большего очищения, мы будем постепенно улучшать свою жизнь, в результате чего она будет становиться более лёгкой для нас, и мы будем обнаруживать совсем мало конфликтов и противоречий, стоящих у нас на пути. Это будет укреплять ум и придавать ему большую устойчивость.
Эти практики – это не просто теории; они должны быть неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Кроме того, какой смысл в медитации, если мы не уделяем внимания практике предварительных шагов? Одна только медитация не может внезапно преобразовать нас. Мы должны установить для себя задачу и не отступать от неё, продвигаясь шаг за шагом. Если мы хотим совершить поездку, то мы вынуждены зависеть от транспортного средства, но когда мы приезжаем в конечный пункт, мы не остаёмся в этом транспортном средстве. Его использование для нас было всего лишь временным, и теперь оно уже послужило своей цели. Мы оставляем его и идём вперёд. Подобным образом все те, кто стремятся медитировать, должны зависеть от многих предписанных правил, упражнений и условий, которые проверялись с древних времён и доказали свою безусловную необходимость соблюдения в качестве предварительных шагов, ведущих к медитации. Начинающий должен строго придерживаться их, но потом он может оставить их в стороне. И, возможно, было бы хорошо, если бы вы вспоминали высказывание мудрецов, сказавших, что вся жизнь, потраченная только на приготовление – это очень полезная и стоящая жизнь.
Вопросы и ответы
В. В начале беседы вы упомянули об аспекте марги и аспекте даршаны праджня-парамиты сутры. Аспект марги был прокомментирован Асангой и представляется методом медитации. Аспект даршаны, как вы сказали, был прокомментирован Нагарджуной. Аспект даршаны – это также метод медитации?
О. Даршана означает философию. Буддийская традиция состоит из двух частей: одна часть – это медитация, а другая – философия. Философская часть была изложена Нагарджуной, а медитационная часть – Асангой, который считался экспертом в этой конкретной области.
В. Вы сказали, что глаза не должны быть закрыты во время медитации. Лично я нахожу более удобным закрывать их.
О. Если вы находите неудобным или, может быть, невозможным медитировать с открытыми глазами, тогда, чтобы помочь себе в начале и избегать закрывания глаз, вы можете затемнить комнату. Закрывание глаз во время медитации не рекомендуется.
В. Оставлять глаза открытыми во время медитации предписывается для того, чтобы избежать засыпания?
О. Это, конечно же, может быть одной из причин. Но принцип, стоящий за этим правилом, заключается в том, что медитирование с закрытыми глазами (которое может быть более лёгким для начинающего) беспокоит медитатора, когда он достигает более продвинутой стадии.
В. Глаза необходимо держать открытыми полностью или полузакрытыми?
О. Необходимо просто смотреть на пол прямо перед собой. Вы можете называть это полузакрытыми глазами. Не смотрите вдаль во время медитации.
В. Когда вы держите свои глаза открытыми, фокусируете ли вы их?
О. Нет, не фокусируйте глаза, потому что это будет вызывать напряжение, и они будут уставать. Просто держите глаза полуоткрытыми, не пытаясь смотреть, и направляйте их вниз на пол перед собой.
В. Можете ли вы сказать, что оставление глаз открытыми или закрытыми оказывает различное влияние на ум?
О. Да, это так. Как я упомянул прежде, если вы начинаете медитировать с закрытыми глазами, вы закрываетесь от наблюдения внешних объектов и, следовательно, вам будет менее трудно достичь сосредоточения. Но затем, если по какой-то причине ваши глаза откроются во время медитации, вы будете потревожены. Именно по этой причине медитаторам рекомендуется удерживать свои органы чувств восприимчивыми и открытыми.
В. Вы сказали, что если чистота человека увеличивается, то окружение воздаст нам должное. Пожалуйста, не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
О. Вы найдёте, что между индивидуумом и его окружением практически всегда происходит борьба. Если окружение воздействует или влияет на личность, то это означает, что это слабая личность. Личность, способная формировать своё собственное окружение, является сильной. Великие люди, которые жили в плохом окружении, часто возвышали это окружение одним своим присутствием и превращали его в хорошее место. В таком случае поддавалось окружение, потому что чистота личности, которая излучала эту чистоту из себя, влияла на окружение, и оно возвышалось из-за этих вибраций. Если человек достаточно чистый, то я уверен в том, что он сможет совладать с проблемами собственного окружения; в противном случае это окажется для него трудным.
В. Я понимаю всё сказанное вами, и очевидно, что необходимо достичь высокого стандарта чистоты. Но что является чистым, а что – нечистым? Кажется, что в этом отношении нет жёстких и скорых правил. Трудно решать, что было бы чистым и, на основе этого, корректировать действия, которые необходимо совершить в это время.
О. Да, это может быть проблемой. Согласно буддийским учениям чистота или нечистота действия, его правильность или неправильность определяется его насилием или ненасилием. Любое действие, которое прямо или косвенно причиняет вред или порождает насилие в отношении любого живого существа, должно считаться нечистым. Действие, которое не приносит вреда какому-либо живому существу, считается нормальным (допустимым) действием. Действие, которое полезно или благотворно, прямо или косвенно, считается чистым и правильным действием.
В. Должен ли я говорить правду кому-то, если я знаю, что это повредит ему или обидит его? Разве это не будет также актом насилия?
О. Об этом часто трудно судить. Если, причиняя человеку боль, вы косвенно помогаете ему, тогда вам следует причинить ему эту боль. Но если это не поможет ему, то вам следует избегать этого. Каждый случай должен рассматриваться отдельно; если ваше намерение корректное и чистое, то будут корректными и ваше суждение, и ваша речь. Иногда может случаться так, что, не говоря правды, вы можете помочь человеку. Это также совершенно правильно, и именно так и следует поступать. Рассмотрим случай человека, которого кто-то преследует с целью убить его. Вы можете находиться рядом и видеть беглеца, забегающего в определённый дом. Преследователь, который потерял след своей жертвы, приближается к вам и спрашивает вас о том, не видели ли вы беглеца и, если видели, то куда он скрылся. Скажете ли вы убийце правду? Это вопрос рассудительности и различения. Если намерение чистое и бескорыстное, то рано или поздно мудрость будет обретена.