Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Том II


Глава десятая

ШИВАИТСКИЙ, ШАКТИСТСКИЙ И БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ ВИШНУИСТСКИЙ ТЕИЗМ


X. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДУША

   Согласно Мадхве, все, что имеется на земле, является живым организмом. Вселенная представляет собой обширное пространство одушевленной природы, где каждый атом пространства заполнен дживой. В своей “Таттванирнане” он говорит: “Бесконечность – это души, пребывающие в атомах пространства” 90. Мадхва рассматривает различия между Брахманом и дживой как реальные 91 и считает, что неправильно думать, будто бы джива и Брахман неразличимы в состоянии свободы и различимы в сансаре, так как две различные вещи не могут в любое время становиться неразличимыми, и vice versa. Хотя джива абсолютно зависит от Брахмана, она является существенно активным агентом и имеет обязанности порождения 92. Душа не является абсолютным агентом, так как она ограничена силой, зависящей по своей природе от руководства бога 93. Говорят, что джива должна быть величиной с атом, как отличимая от всепроникающего Брахмана 94. Хотя джива ограничена по величине, она пронизывает тело благодаря своему качеству – уму. Орган познания называется “сакшин”; материальный манас доставляет ему свои впечатления. Он представляет собой познающее начало, которому обязано своим существованием сознание самости, являющееся основой индивидуальности. Душа по природе своей полна блаженства, хотя она в то же время субъект боли и страданий из-за ее связи с материальными телами, которые обусловлены прошлым кармы. До тех пор пока душа не свободна от своих примесей, она блуждает в изменчивых формах существования.

   Качества, подобные блаженству, начинают проявляться во время освобождения 95. Хотя души вечны, говорят, что они должны порождать отношение к их воплощенной связи 96. Две дживы также не подобны по характеру. Каждая имеет свое собственное достоинство и место на лестнице существования. Дживы зависят от бога, который побуждает их действовать соответственно их предыдущему поведению 97.

   Сознательные души делятся на три рода: 1) те, которые вечно свободны (питья), как Лакшми; 2) те, которые освобождают себя от сансары (мукта), дэвы и люди, риши и предки и 3) связанные (баддха). Последний класс включает два таких класса душ – тех, которые могут быть избранными для освобождения (муктийогья), и тех, которые не могут быть избраны для этого. Эти последние предназначены или для ада, или для ослепляющей темноты (тамойогья), а другие связаны с круговоротом сансары во все времена (нитьясананаринах). В то время как некоторые предназначены к спасению своей врожденной способностью, другие осуждены на ад, в то время как третий класс держится, вращаясь в круге сансары от вечности и к вечности, поочередно наслаждаясь и поочередно страдая в бесконечном чередовании. Эта тройная классификация основана на трех гунах. Душа, основанная на саттве, идет в небеса, на раджасе – вращается в сансаре, в то время как основанная на тамасе попадает в ад.

   Живые существа разделены на многие классы богов (дэвы), людей, животных и растений. Фиксированная градация зависит от различий (таратамья) душ и составлена по тщательно разработанной шкале. Даже среди душ, которые имеют право на спасение, нет таких двух, которые обладали бы одинаковой степенью избранности. В небесной иерархии Брахма и Ваю занимают наиболее выдающиеся места. По приказанию Вишну Брахма создает мир. Он является также самым великим учителем и первым толкователем философии Мадхвы, которая называется также Брахмасампрадайей. Ваю является посредником между богом и душами. Он помогает душам получить спасительное знание и достигнуть освобождения. Он также называется самым дорогим образом (пратима преяси) или солнцем бога (харех сутах) 98. Неправильно считать, что души являются Брахманом. Совершенные и несовершенные души не могут создаваться вместе.

   Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

   90 Paramanupradesesv anantah pranirasayah.

   91 I. 2. 12.

   92 II. 3. 33 – 42.

   93 II. 3. 38; II. 3. 28.

   94 II. 3. 23.

   95 II. 3. 31.

   96 Мадхва о В. S., II. 3 19.

   97 II. 3. 41 – 42. Даже начало сновидений определяется волей бога (III 2. 3. и 5).

   98 Мадхва рассматривается его последователями в качестве воплощения Ваю, который проявляет себя в предыдущей жизни как Хануман и Бхима.