Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Том II


Глава пятая

СИСТЕМА ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ


II. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

   То, что мы можем приобрести много физических и умственных способностей, не свойственных обычным людям, с помощью дисциплины; что обуздание чувственной и умственной деятельности помогает нам достигнуть освобождения от страданий, является старой идеей в Индии. Незрелые представления о значении экстаза и гипнотического исступления могут быть найдены в “Ригведе”, которая также упоминает слово “муни” 7. Согласно ей, созерцание божественного света является священным актом религиозного обряда 8. В “Атхарваведе” эта идея имеет много общего с утверждением, что сверхъестественные способности могут быть достигнуты посредством практики аскетизма 9. Вскоре появляется понятие тапаса, придающее более этический характер самой дисциплине ума и тела. Каждый должен отказаться от всех земных удовольствий, чтобы сконцентрировать свой разум на вечном. Упанишады допускают йогу в смысле осознанного внутреннего проникновения или в смысле стремления к истинному познанию действительности. Они настаивают 10 на созерцании и сосредоточенности, так как непосредственное познание самого себя как субъекта невозможно. Упанишады рассматривают тапас и брахмачарью как добродетели, порождающие огромную силу 11. Те упанишады, которые рассматривают теории санкхьи, ссылаются также на практику йоги. “Катха”, “Шветашватара” и “Майтраяни” рассматривают практическую сторону религиозного осознания в отличие от теоретических исследований санкхьи. “Йога” в качестве технического термина встречается в упанишадах “Катхе”; “Тайттирийе” и “Майтраяни” 12, но нельзя сказать, что йога, упоминаемая в них, идентична с йогой Патанджали. Идея самадхи могла получить развитие из доктрины упанпшад, которая сравнивает реализацию абсолюта или свободы от вещей эмпирической жизни с глубоким сном без сновидений. “Катха упанишада” говорит о состоянии, в котором чувства, разум и интеллект находятся в бездействии 13, как о важнейшем условии йоги. Ничего нет неестественного в том, что имелись люди, пытавшиеся вызвать искусственно такое состояние транса. “Майтри упанишада” говорит о шести составных частях йоги и упоминает технические термины системы Патанджали 14. Очевидно, йога Патанджали не была завершена во времена ранних упанишад, хотя мы наблюдаем ее постепенное развитие в них.

   Будда употреблял йогу в обоих ее значениях. Он подвергался аскетическому искусу и практиковал высшее созерцание. Согласно “Лалитавистаре”, бесчисленные формы аскетических искусов были в моде во времена Будды 15. Некоторые из учителей Будды, как Алара, были сведущи в йоге. Буддистские сутты были знакомы с методами сосредоточения, практиковавшимися йогой. Четыре состояния дхьяяны буддизма приблизительно соответствуют четырем стадиям умственной сосредоточенности в классической йоге 16. Согласно буддизму, обладание пятью качествами: верой, энергией, мышлением, сосредоточенностью и мудростью – дает возможность достигнуть целей йоги 17, и йога признает эту точку зрения 18. Школа буддизма йогачара открыто соединяет буддистскую доктрину с элементами йоги. Последующие буддистские произведения принимают развитую йогой технику сосредоточения 19.

   В “Махабхарате” санкхья и йога употребляются в значении дополняющих друг друга сторон единого целого, означающих теорию и практику, философию и религию. Говорят, что йога допускает двадцать шестой принцип – бога. Кроме того, спасение, которое первоначально рассматривалось как отождествление с абсолютом, становится отделением духа от пракрити, когда абсолют перестает быть всеобъемлющим существом, из которого произошли все индивидуальные души и стали Ишварой, или помощником. В “Махабхарате” 20 имеются ссылки на дхарану, пранаяму. Многие из аскетов эпоса обращаются к йоге как средству приобретения магических способностей, 21 о которых часто упоминается в “Махабхарате” 22.

   Упанишады, “Махабхарата”, включающая “Бхагавадгитту”, джайнизм и буддизм признают “йогические упражнения. Говорят, что доктрина йоги так же стара, как и Брахма. Йога Патанджали является кристаллизацией идей аскетизма и созерцательности, существовавших в его время в более или менее туманной и неопределенной форме. Он привел в систему туманные традиции, развившиеся в результате давления жизни и опыта. Его система носит на себе отпечаток века, в который она была создана. Хотя мы находим в ней наиболее утонченный мистицизм, встречается в ней также и смешение йоги со многими верованиями, навеянными господствующими религиями того времени.

   Ватсьяяна указывает на более раннюю форму йоги, придерживавшуюся учения о сотворении мира кармой духа, которая ответственна также за зло любви и ненависти, за импульсы деятельности, за появление несуществовавшего и за исчезновение существующего 23. Эта йога настаивает на важности человеческой деятельности и более тесно связана с карма мимансой, чем с санкхьей, признающей саткарьяваду, конечность души и усиление деятельности сознания на основе связи с телом, чувствами, разумом и материальными качествами. Итак, согласно Ватсьяяне, имеется резкое различие между санкхьей и йогой даже по таким основным вопросам, как природа души, деятельности и причинности. Когда принцип деятельности присоединяется к философии санкхьи, мы получаем классический тип йоги.

   Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

   7 X. 136. 4 – 5; см. I. P., p. III.

   8 Гаятри упоминается в R. V., III. 3. 9. 10. См. также “Sukia Yajur Veda”, III, 35; “Sama Veda”, II. 8. 12.

   9 I. P., р. 121.

   10 Brh. Up., IV. 14; III. 5; IV. 4; Tait., I; Katha, III. 12; Prasna, V. 5.

   11 Chan. Up., III. 17. 4; Brh., I. 2. 6; III. 8. 10; Tait., I. 9. 1; III. 2. 1; III. 3. 1; Tait. Brah., II. 2. 3. 3; Sat. Bran., XI. 5. 8. 1.

   12 VI. 10.

   13 См. также Chan., VI. 8. 6.

   14 VI. 18.

   15 I. P., р. 355. п. 3.

   16 Y. S., I. 17. см. I. P, p. 426.

   17 “Majjhima Nikaya”, I. 16.

   18 Y. S., I. 33.

   19 Для детальной оценки смотри: “Yoga Technique in the Great Epic”, J. A. O. S., XXII.

   20 XII. 11683 – 4.

   21 XII. 326.8.

   22 XII. 340 – 355; XII. 303. 163; XIII. 14. 420.

   23 Purusakarma dinimitto bhutasargah, karmahetavo dosah pravrttis ca, svagunavisistas cetana, asad utpadyata utpannam nirudhyata iti yoganam (N. В., I. 1. 29). Уддьйотакара добавляет, что, согласно этой йоге, органы чувств состоят из элементов (бхут).